Ущерб в 138 млн долларов

21/01/2006 Армине АВЕТЯН

В этом году мы попытались вновь пойти по следам прошлогодних публикаций и посмотреть, сохранил ли г-н Аламдари свою деловую репутацию и не изменил ли своим принципам? Продолжает ли он с тем же усердием не выплачивать долги своим деловым партнерам? Оказалось, что все в порядке – как не платил, так и не платит. Мы поинтересовались, в частности, деловыми отношениями г-га Аламдари с компанией «Армводоканал» и убедились, что и тут ничего не изменилось.

Напомним, что в 2004-м году иранская компания «Shahab Tejarat Aras Comercial Ko» приобрела у «Армводоканала» 4621,27 тонн металлических труб на сумму 334 667 860 драмов. Иранская компания выплатила 195 695 132 драмов и по положению на 29-е ноября 2004 г. осталась должна 138 972 728 драмов. 4-го февраля 2005-го г. генеральный директор «Армводоканала» Ратрик Лорен и представитель «Shahab Tejarat Aras Comercial Ko» П. Носрати составили график погашения долга – с 14-го марта по 14 августа. За эти 5 месяцев Носрати выплатил меньше одного миллиона драмов, а с августа прошлого года по нынешний день не заплатил ни драма. Кстати, трубы были проданы этой компании решением правительства 1350-А от 16 октября 2003 г. «Разрешить отчуждение стальных труб незавершенного строительства кольцевого коллектора Севана заранее известному покупателю – организации «Shahab Tejarat Aras Comercial Ko», – указывается в правительственном постановлении. Странно и весьма прискорбно, что правительство без серьезного изучения продала государственное имущество какой-то иранской компании напрямую, без конкурса, учитывая, тем более, что между Арменией и Ираном нет договора о взаимной правовой помощи.

Как бы там ни было, с момента продажи труб прошло уже два года, а иранский азербайджанец и не думает выполнять свои долговые обязательства перед государственной армянской компанией. По нашим данным, «Армводоканал» ныне собирается подать в суд на иранскую компанию, однако у нее нет средств заплатить государственную пошлину: чтобы подать в суд иск, «Армводоканал» должен заплатить сначала государственную пошлину в размере 2 процента от исковой суммы, что составляет около 2,6 млн драмов. Государственная компания обратилась в Министерство финансов, чтобы получить справку о своем неважном финансовом состоянии и о том, что на данный момент не располагает такой суммой – эта справка послужит основанием для суда не требовать немедленной уплаты пошлины. Однако Минфин такой справки не дает, и компания тихо ждет, когда получит возможность получить причитающиеся ей деньги.

Однако выглядит по меньшей мере странным, что такая компания, как «Армводоканал», не имеет 2,6 млн драмов, тем более что речь идет о возвращении в 50 раз большей суммы, которая заведомо компенсирует эти деньги. Может быть, «Армводоканал» выжидает по той причине, что не верит в беспристрастность и неподкупность армянской Фемиды? Трудно сказать. Несерьезным кажется и то объяснение, что Парвиз Носрати не может выплатить долг или сам по себе решил не платить. В 2005-м году г-н Носрати разъезжал на двух очень дорогих машинах – немецком «Брабусе» и «Фольксваген-джипе», каждая из которых стоиь около 50 тысяч долларов. Это значит, что деньги у г-на Носрати заплатить долг есть, а вот желания платить – нет. Тем более, что, по дошедшим до нас сведениям, еще во времена прежней публикации он сам признался в «дружеском кругу», что ничего «Армводоканалу» не должен и кому надо заплатил. Теперь уже вряд ли скажешь, кому он заплатил – руководству ли «Армводоканала», Госкомводхоза ли, в чьем ведении находится «Армводоканал», или кому-то? Напомним лишь, что пострадавшие от «деятельности» иранского азербайджанца в своих жалобах-заявлениях указывают, что ему покровительствуют, а заодно и делят с ним прибыль следователи Генеральной прокуратуры и Прокуратуры Еревана братья Вардан и Ваагн Мурадяны. Поговаривают еще, что в близких отношениях с ним и Манвел Гарибян – «шантовский Манвел», который, в свою очередь находится с Генеральным прокурором РА Анваном Овсепяном в отношениях крестник-крестный.

Если «Армводоканал» сможет получить свои деньги, то он должен будет выплатить 20 процентов НДС, Это значит, что вместе с убытками мамой компании примерно 27 млн драмов теряет и наш с вами госбюджет Так ли уж не понимают всего этого государственные органы или неужели не ведает о продаже труб министр территориального управления Овик Абрамян, в ведомству которого должен был перейти имеющий столько труб недостроенный Госкомводхоз вместе со всеми своими учреждениями?

Самое печальное во всей этой истории то, что государственные органы оказались совершенно равнодушными к потере живущей на кредитные средства государственной компанией 138 млн драмов, на которые можно было если не решить, то хотя бы облегчить проблемы с питьевой водой не одной области Армении…