Разумеется, созданные на «Арменфильме» ленты по-прежнему остаются в собственности государства, однако их судьбу отныне решать будет фонд. Государство с легкостью отказалось от своего культурного наследия и передало киноархив в частные руки. Киноента является архивным документом, государственной собственностью и отчуждению не подлежит. Однако приватизация киноархива является уже реальностью, и законность этой приватизации нуждается в серьезном изучении.
Сколько стоит показать фильм?
Согласно установленному «Арменфильмом» прейскуранту, все армянские телекомпании могут показать армянские фильмы, заплатив киностудии всего за 30 долларов – это минимальная цена. Об этом рассказал нам директор киностудии Геворг Геворгян, заметив, что они заключают с телекомпаниями разного рода договоры и практикуют систему скидок. Если телеканал обязуется показать 10 армянских фильмов в месяц, то она может приобрести это право всего за 100 долларов. Киностудия пошла на такой шаг ради пропаганды армянских фильмов и их доступности для широкой зрительской аудитории. «Но если какой-либо канал обязательно желает показать в День памяти жертв геноцида или День независимости армянский фильм, то он должен будет заплатить дороже – до 100 долларов, – объясняет директор киностудии. – Так, например, в День памяти жертв геноцида все почему-то хотят демонстрировать фильм «тоска», и каждому из каналов мы выдаем право на показ по разной цене». Покупать право на показ нескольких фильмов выходит дешевле. Больше всего армянских фильмов в эфире телеканалов «АрменАкоб» и «Айреник», а вот «АЛМ» и 2-й государственный, например, показывать их не делают. Редкий гость армянские фильмы и в эфире «Шанта» и 1-го канала.
Г-н Геворгян сетует на то, что наш телеэфир заполонен всевозможными зарубежными фильмами и сериалами, а национальная кинопродукция находится в загоне. Помимо пропаганды армянского киноискусства, показ армянских фильмов приносит и доход киностудии.
Директор программ 2-го армянского канала Маня Манасерян объясняет отсутствие армянских фильмов в их телеэфире тем, что они не знают, к кому следует обратиться за разрешением на их показ. «Мы не знаем, кому принадлежит право показа, – говорит она. – Раньше мы обращались в Министерство культуры, но сейчас даже представления не имеем о ценах. У нас нет государственного финансирования, как у 1-го канала – мы живем на свои доходы. Если качество армянских фильмов и стоимость демонстрации окажутся подходящими, то мы охотно введем «Час армянского кино».
Армянские фильмы появляются в эфире все реже, хотя, по словам директора киностудии, после приватизации «Арменфильма» цены на их показ значительно снизились. Но только временно.
«Честно говоря, и сама киностудия не хочет слишком широко продавать право на показ фильмов, – сказал Геворг Геворгян, – потому что эти фильмы сняты на старой, еще советской пленке и качество у ней низкое. После восстановления они будут освежены, после чего их можно будет показывать». После приобретения соответствующей аппаратуры фонд «Семья Гафесчянов» обязалась перевести фильмы в цифровой формат, и деньги за право их показа должны в определенной степени компенсировать затраты на их восстановление. Ну а с улучшением качества фильмов возрастет и цена демонстрации. И тогда получит монополию на показ армянских фильмов и установит гораздо более высокую цену. По словам директора киностудии, стоимость показа одного фильма составит около 300 долларов.
Монополия на показ
К чему может привести монополия, нам всем прекрасно известно, поэтому первоначальные 300 долларов удержатся недолго. Непонятно все же, почему государство добровольно отказалось от использования своего же национального достояния. Сохранив право на показ фильмов, оно могло бы пополнить бюджет и одновременно стимулировать производство новых фильмов. Если весь вопрос заключался в оцифровывании, то, по мнению специалистов, храниться в фильмотеках все равно будет только пленка, поскольку цифровая техника совершенствуется год от года, а хранению подлежит только оригинал, который ни в коем случае не может быть утрачен. Только поддерживая правильный режим температуры и влажности, можно сохранить киноархив, считающийся общественной собственностью, от которого государство больше не получит пользы, ибо отныне он будет обогащать частного собственника. Временное осовременивание фильмов (поскольку через какое-то время устареет даже самая суперсовременная сегодняшняя техника оказывается весьма прибыльным.