Омбудсмен против президента

16/01/2006 Арман ГАЛОЯН

Первым же своим указом за этот год президент РА Роберт Кочарян нарушил совсем недавно принятую референдумом новую Конституцию. Речь касается президентского указа от 4-го января о создании временной комиссии для осуществления руководства аппаратом Защитника прав человека. Так что теперь первый в Армении Защитник прав человека Лариса Алавердян вынуждена защищать собственные права и уже обратилась в Конституционный суд, чтобы выяснить соответствие президентского указа Конституции РА.

В переходных положениях закона о Защитнике прав человека говорится, что через 30 дней после вступления в силу изменений в Конституции срок пребывания первого Защитника прав человека в этой должности завершается. Этот срок для Л. Алавердян разрешился 5-го января. Однако закон не уточняет, кто затем будет осуществлять ее полномочия. Однако очевидно, что указ президента противоречит статье 5 закона об омбудсмене, который гласит: Защитник должен подчиняться только Конституции и законам РА, он не может быть подчинен какому-либо органу государственного управления или местного самоуправления, либо должностному лицу. Указ нарушает также принцип независимости омбудсмена, а кроме того, ограничивает право граждан РА обратиться к Защитнику прав человека и получить его содействие.

До избрания нового Защитника прав человека руководство аппаратом омбудсмена будет осуществлять временная комиссия, в состав которой президентским указом включены начальник аппарата сотрудников Конституционного суда Арушан Акопян, заместитель руководителя аппарата сотрудников президента РА Мартин Закарян и руководитель аппарата сотрудников Министерства юстиции РА Нуне Хачатрян. В соответствии с указом президента члены комиссии забрали у Ларисы Алавердян все документы и печать, опечатали ее кабинет и кабинет заместителя. «Если это демонстрация силы, то я ее не одобряю. Это скорее слабость, к тому же свидетельствующая о юридической, административной и управленческой слабости». – такое мнение об указе «единственного мужчины страны» высказала на состоявшейся 11-го января пресс-конференции первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян. По ее словам, руководство аппаратом Защитника прав человека осуществляет, согласно закону, сам омбудсмен. «Ни один другой орган, кроме НС, не имеет полномочий относительно последующей работы аппарата сотрудников Защитника прав человека», – сказала она. Единственный выход из сложившегося положения она видит только в законодательном урегулировании. Более того, Л. Алавердян еще в прошлом году письменно обратилась к премьер-министру РА Андранику Маргаряну, предложив правительству выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в закон об омбудсмене. Помимо этого, она даже представила соответствующий законопроект, в котором предлагалось: «Защитник прав человека исполняет свои полномочия до назначения нового Защитника». Но и это ее обращение осталось без ответа.

Как заявила на пресс-конференции Л. Алавердян, еще не все потеряно. Она считает, что Р. Кочарян может в ближайшее время вернуться к этому указу и скорректировать его, либо же на ближайшей сессии НС кто-нибудь из депутатов может выступить с соответствующей законодательной инициативой. «Мы должны говорить друг с другом не языком противоборства и вызовов, а должны найти в рабочем режиме такое решение, которое позволит выйти из этого постыдного положения, – заметила Л. Алавердян. – Вопрос этот совершенно ясен и имеет простые решения».

Как бы там ни было, офис омбудсмена в эти дни находится в полном параличе. Когда в 2004-м году г-жу Алавердян назначили Защитником прав человека, то многие, учитывая ее карабахское происхождение, считали, что она станет верной служанкой властей. Однако годовые отчеты и критика омбудсмена разочаровали власти, а своей защитой прав жителей семей, выселенных в связи со строительством Главного проспекта и внесением их дела в Конституционный суд Лариса Алавердян переполнила чашу терпения президента. Как же комментирует этот факт сама г-жа Алавердян? По ее мнению, причиной изменения отношения Р. Кочаряна к ней стала активная защита социальных прав жителей улицы Бузанда.

Тем не менее, несмотря ни на что, Л. Алавердян продолжает, хоть и частично, исполнять свои обязанности. «А что тут особенного – всего лишь закрыт кабинет и отобрана машина. Когда меня только назначили, я три месяца работала без машины и без финансирования. Между прочим, мои расходы за это время так и возместили», – отметила г-жа Алавердян.

Кстати, что касается финансирования офиса, то, как заметила Л. Алавердян, сотрудники омбудсмена не могут получить отпускные. «Кто будет уполномочен подписывать документы финансового, организационного и иного характера? Наши сотрудники, ушедшие в отпуск, сейчас не имеют возможности получить свои отпускные, что является довольно серьезным нарушением прав человека», – подчеркнула омбудсмен.

P.S. Фракция «Справедливость» НС РА собирается представить на должность защитника прав человека Ларису Алавердян, а оппозиционная фракция «Национальное единение» хочет выдвинуть на этот пост правозащитника Рубена Торосяна. Отвечая на вопросы журналистов по поводу своего отношения к этому, г-жа Алавердян сказала: «Я хорошо отношусь к этому по той причине, что моя работа показала: должность защитника – довольно большая и влиятельная сила, и претендентов на эту должность сегодня много. Я считаю, что это нормальное конкурентное поле». И выразила сожаление, что граждане не могут предложить на эту должность самих себя.