Как бы ни относились мы к первым лицам нашей страны, у народа уже сложилась традиция выслушивать их новогодние обращения, тем более что местные телекомпании ничего интереснее этого и не показали.
Как всегда, 31-го декабря за несколько минут до 12-и с нашим соотечественникам обратился президент Роберт Кочарян, не забывший в самом начале своей речи упомянуть о самом большом успехе уходящего года – Конституции, а поэтому у многих тут же пропало желание слушать продолжение: «В уходящем году нам удалось сохранить высокие темпы развития. Наше стремление – чтобы экономический рост оказал прямое и благотворное воздействие на благосостояние. Мы видим, что параллельно прогрессу экономики растет и социальная составляющая бюджета. Уже с 1-го января произойдет повышение зарплат и пенсий…» Как видим, президент был настроен оптимистично.
Оптимистичным, хотя гораздо более сдержанным было и обращение премьер-министра Андраника Маргаряна. Завершалось оно абзацем следующего содержания: «Мы всегда были с вами искренни, не давали только красивых, но неисполнимых обещаний, но все, о чем говорили, все, что запланировали, сумели осуществить и представить вам. Так будет и впредь».
Председатель НС Артур Багдасарян также был доволен уходящим годом: «…с уверенностью можем сказать, что и в этом году наша страна испытала хоть и небольшой, но важный и стабильный прогресс на своем пути политических, экономических и социальных реформ».
Кстати, в качестве достижения пошлого года спикер НС отметил также, что «в этом году, наконец, был решен вопрос вкладов». По всей видимости, перед парламентскими выборами 2007-го года участники коалиции, считая выделенные бюджетом 2 млрд драмов решением проблемы, волнующей сотни тысяч людей, в своих предвыборных буклетах обязательно отметят это жирными буквами как великое достижение. А вот кому достанутся лавры за это, еще неясно.
Оценки первых лиц страны в цифровом виде подтвердила и Национальная статистическая служба РА, за 11 месяцев 2005-го года зафиксировавшая 13,5 процентов экономического роста. То есть, в прошлом году мы тоже «попахали» неплохо. А инфляция за тот же период составила всего 0,7 процента. Создается впечатление, что Статслужба работает только на то, чтобы «отцам нации» было чем похвастать.
Впрочем, что было в прошлом году, то и было, но, наверное, следовало бы сказать и о том, что ожидается. Но пока не решен вопрос о газовых тарифах, более или менее предметно говорить на эту тему преждевременно.
Р.Кочарян в своем новогоднем обращении отметил: «Армения продолжает проводить сбалансированную внешнюю политику. «2006-й год провозглашен в России и Франции годом Армении, что является свидетельством самого высокого уровня отношений между нашими странами».
О высоком уровне отношений свидетельствует, наверное, и то, что по вопросу газа в подвешенном состоянии остались одни только мы: соглашение с Беларусью достигнуто еще в декабре, с Грузией и Азербайджаном тоже все ясно. Была разрешена и проблема с Украиной, считавшаяся тупиковой, причем это решение оказалось для Украины намного выгодней того, что ждет нас. Россия осталась хозяином своего слова и не изменила установленной для Украины цены (230 долларов за 1000 кубометров газа). Украина будет покупать газ не непосредственно у «Газпрома», а у компании «РосУкрэнерго», причем по цене 95 долларов за 1000 кубометров. Эта нелогичная на первый взгляд цена объясняется тем, что 230 долларов компенсируются за счет гораздо более дешевого туркменского газа, поэтому стоимость прокачиваемого через Украину «смешанного» газа составляет в среднем именно эти 95 долларов.
Любопытно, что украинцы недовольны даже этим вариантом. Большая часть депутатов Рады считает заключенное соглашение кабальным и именно из-за этого сместили премьера Еханурова.
Какова же картина у нас? Если ответить кратко и конкретно, то – каменное молчание. Отслеживая информационный поток последних дней, невольно приходишь к мысли, что самая животрепещущая для нас сегодня проблема – состояние здоровья Ариэля Шарона. Но сказать, что по вопросу газа наши руководители не делают ничего, тоже будет ошибкой. Если б они ничего не делали, все запланированные на 2006-й год программы правительства были бы обречены на провал. И поскольку подорожание газа приведет к всеобъемлющему подорожанию и инфляции, то все прогнозы относительно экономического роста, увеличения объемов производства и экспорта превратились бы не более чем в благие пожелания. А если учесть еще, что 2006-й – предвыборный год, то станет ясно, что такое развитие событий не устраивает никого.
Ясно одно: сколько бы ни молчали или не успокаивали, что, мол, переговоры еще продолжаются, Россия вряд ли изменит установленный ею цену в 110 долларов. Факт заключается в том, что Армении придется уплатить России на 90 млн долларов больше, чем в прошлые годы. И этот груз так или иначе, прямо или косвенно, но ляжет на плечи населения. И если даже в этом году правительство каким-либо образом сумеет «плавно» спустить вопрос, то на будущее он все равно остается нерешенным.
В качестве оптимистического выхода называется ввод в эксплуатацию иранского газопровода. Напомним, что иранский газ пойдет на производство электроэнергии, которую мы будет поставлять тому же Ирану. По мнению специалистов, выгода Армении от этого будет не слишком велика. Часто упоминаются также 5-й блок Разданской ТЭЦ и Ереванская ТЭЦ, однако специалисты опять-таки не связывают с ними больших надежд, по крайней мере, на несколько ближайших лет. А когда слышишь разговоры о строительстве ветроэлектростанций и малых ГЭС, то невольно вспоминаешь народное выражение – хоть и несколько грубоватое, но очень уместное: «Погоди, не дохни, осел, скоро весна».
Во время пресс-конференции, состоявшейся пару дней назад, министр иностранных дел Армении В. Осканян косвенно признал, что выражение «рыночные отношения» – всего лишь красивые слова, произнесенные только для того, чтобы сказать. Вопреки своей высказанной несколькими днями раньше угрозе относительно того, что Россия может потерять свои позиции не только в Армении, но и во всем Закавказье, дипломат на сей раз попытался сформулировать свою мысль мягче, отметив, что политика и экономика тесно связаны между собой.
Г-н Осканян сообщил также, что цена на газ еще не уточнена и что переговоры продолжаются. Это также показалось непонятным, поскольку министр энергетики РА А. Мовсисян признал, что для Армении, как и для других стран региона, установлена единая цена – 110 долларов за 1000 кубометров. Все убеждены в том, что переговоры идут не о цене, а о порядке оплаты. Разумеется, было бы прекрасно, чтобы все убежденные в этом, в том числе и мы, ошибались, и цена за газ оказалась ниже, чем мы думаем. Однако это маловероятно.
Г-н Осканян отметил также, что вопрос будет окончательно решен в ходе встречи Кочарян-Путин. Напомним, что в ближайшее время Р. Кочарян отбудет в Москву – официально открывать Год Армении в России. Что ж, посмотрим, окажутся ли результаты этой встречи отличными от результатов недавней сочинской встречи президентов, где они отделались абстрактными ответами и смакованием пива.
Незадолго до Нового года председатель постоянной комиссии НС по финансово-кредитным и экономическим вопросам Г. Минасян посоветовал журналистов не забегать «поперед батьки». Последуем его совету и воздержимся от «зловещих» прогнозов до официальных заявлений.
Кстати, в «АрмРосгазпроме» нам также сообщили, что переговоры пока продолжаются, а из Министерства энергетики разъяснили, что вопросами цен на газ занимаются не они, а Комиссия по регулированию общественных услуг. Эта последняя же еще не получила заявки на повышение цены газа, а это означает, что по крайней мере на ближайшие три месяца стоимость газа не изменится. С одной стороны это, конечно, хорошо, а с другой – неопределенное состояние гораздо опаснее. Любая серьезная организация планирует свою деятельность на несколько лет вперед, у нас же такое невозможно.