21-го декабря в Национальной Академии наук Армении (НАН РА) состоялась конференция Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» (АРФД). Конференция была посвящена 85-й годовщине Севрского договора.
Благодаря усилиям студенческого союза АРФД «Никол Агбалян» участвовать в конференции пришло (или, скорее, были подвергнуты приводу) множество студентов. Конференция началась в малом зале Академии, однако зал был переполнен, многие вынуждены были стоять в проходах и у стен, поэтому первый докладчик, вице-спикер НС Ваан Ованнисян предложил продолжить ее в большом зале. То ли из-за царящей в зале атмосферы, то ли от тесноты, то ли по какой-то другой причине, но одного из пришедших студентов затошнило – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Руководитель студенческого союза «Никол Агбалян» велел одному из стоящих рядом молодых людей: «Смотри, чтоб никто не смылся!»
Доклад самого В. Ованнисяна был посвящен «роли земляческих союзов в решении общественных и национальных задач». Почему 85 лет спустя вновь вспомнили о Севрском договоре? На поставленный им же вопрос ответил сам В. Ованнисян: «Дело в том, что Севрский договор, как метод решения проблем, пожалуй, забыт и снят с повестки дня, однако те проблемы, которые Севрский договор должен был решить на Южном Кавказе и в прилегающих регионах, так и не были разрешены». Причина этого, по его словам, заключалась в том, что «Севр был самым верным методом, найденным в свое время». Затем вице-спикер начал разъяснять, «какие технические причины помешали полному вступлению в силу Севрского договора». Такой «технической причиной» причиной стало существование двух правительств в Турции – султанского в Стамбуле и восставших кемалистов в Анкаре. «Султан подписал Севрский договор, Анкара же отказалась сделать это. По этой причине Севрский договор оказался под вопросом», – сообщил докладчик, после чего предложил посмотреть, чем был заменен Севрский договор и насколько правовые основы для этого имелись.
«Севр был заменен Московским договором, заключенным 16-го марта 1921-го года. Однако 16-го марта в Армении не было большевистской власти. Об этом многие забывают», – заметил В. Ованнисян. По словам вице-спикера, в результате восстания 18-го февраля 1921-го года большевики были вышвырнуты из Армении, и благодаря этому восстанию народ Армении вернул законное правительство. «А это законное правительство ничего не подписывало – ни Московский договор, ни Карсский. И если Севрский договор ставится под сомнение, поскольку в Турции имелось два правительства, то на тех же основаниях можно поставить под сомнение и Московский договор, и состряпанный на его основе Карсский», – заключает В. Ованнисян.
Из всего вышесказанного, однако, вовсе не вытекает, что Армения сегодня должна прилагать какие-то усилия по денонсации и осложнять политическую ситуацию, но, отмечает г-н Ованнисян, тем не менее, следует все-таки знать, что у нас для этого имеются определенные основания.
Что же касается земляческих союзов, то вице-спикер НС высказал мнение, что земляческий союз – это форма общественного объединения, которые пытается восстановить «субститут» в отношении
Утраченной родины. По его словам, в Армении имеется два вида земляческих союзов. Первый из них составляют земляческие союзы «Игдир», «Адана», «Васпуракан» и некоторые другие, «созданные осколками живших на этих территориях армянами, имеющими проблему утраченной родины». Второй вид составляют земляческие союзы, созданные армянами, не потерявшими родину, и преследующие совсем иные цели. В их числе можно назвать, например, земляческие союзы горисцев, карабахцев, северных джавахкцев. «Что, в конце концов, может послужить точкой, способной объединить их всех? Мы считаем, что такой точкой может стать внесение вновь в повестку дня Севрского договора», – сказал В. Ованнисян, добавив, что договор этот не обязательно должен быть немедленно включен в число задач внешней политики Армении. «Для этого еще рано», – сказал он, призвав всех быть реалистами.
Вопреки этому призыву, явный недостаток реализма проявил следующий докладчик, доктор политологии Армен Айвазян. Его доклад носил красноречивое название «Последствия нереализации Севрского договора для Ближнего Востока и международной политики». Г-н Айвазян проинформировал присутствующих о том, какую безграмотность и непоследовательность проявили крупные державы, «торпедировав Севрский договор». По мнению А. Айвазяна, Севрский договор решал сразу три проблемы, в том числе Армянский вопрос и курдский вопрос. Доктор политологии считает, что вследствие торпедирования Севрского договора курдский вопрос так и остался нерешенным, а сама нереализация договора способствовала зарождения фашизма и появления в Европе первого фашистского государства – Турции. После этого г-н Айвазян стал разъяснять, что он имел в виду под «Армянским вопросом»: «Суть Армянского вопроса состоит в восстановлении армянской государственности на пространстве исторической Армении или, как минимум, на такой ее обширной части, на которой возможно длительное и безопасное существование и развитие армянской цивилизации». После чего добавил, что Армянский вопрос – это вопрос безопасности армянского народа, которое обеспечивают две предпосылки: создание полноценной и прочной армянской государственности и достаточная земельная гарантия, закрепляющая безопасность этой государственности.
По мнению А. Айвазяна, сегодня игнорируется вероятность гибели Армении, возможная в результате успеха возможного вторжения, при прямом и ином участии Турции планомерно подготавливаемого Азербайджаном. «Армянский вопрос не получил какого-либо правового решения. Вариации армянского вопроса самым блестящим образом проявились, во-первых, на примере проблемы Арцаха, а в последнее время – и в смысле Джавахка», – заявил он. По словам А. Айвазяна, международные гарантии всего лишь иллюзия, а мы должны строить свою безопасность на прочной почве.
Этими двумя докладами тема, разумеется, не исчерпалась, однако уже во время второго доклада кое-кто из присутствующих уже в буквальном смысле слова уснул, и кто знает, как сны им снились…