Грузино-армянские отношения входят в нелучшую историческую фазу. В тлевшем споре вокруг принадлежности церквей возникла искра. На недавней религиозной конференции в Тбилиси представитель армянской епархии поставил вопрос о необходимости придачи юридического статуса армянской церкви в Грузии и заговорил об экспроприации армянских же церквей Грузинской православной церковью. Заявления были встречены представителями грузинских научных кругов и духовенства в штыки. Армянская епархия ответила столь же острыми выпадами. Перепалка затихла. Но это совсем не означает, что история завершена.
Виднейший грузинский ученый, блестящий историк Марика Лордкипанидзе – пожалуй, одна из немногих, кто, сохраняя хладнокровие, может объективно прокомментировать ситуацию. В интервью одному из грузинских телеканалов она заявила, что раз вопрос поднят, на него вовремя надо найти ответ. «У армян в Грузии действительно было немало церквей. Но сейчас разговор идет о более чем 600 церквей, якобы построенных в разные века армянской общиной. Это сильно преувеличенный показатель. Где, спрашивается, были тогда грузины? Без конкретизации чего-то, могу сказать, что некоторые церкви, так или иначе фигурирующие в «списке» реально армянские, некоторые были грузинскими, но какое-то время по тем или иным причинам перешли в пользование армян… Вопрос крайне сложный и щепетильный, требующий скрупулезного спокойного исследования, и решать его надо без эмоций. А главное, чтобы складывающейся ситуацией для разжигания страстей не воспользовалась бы какая-нибудь третья сила», – сказала Лордкипанидзе.
И «третья сила» в данном случае не видится надуманным фактором, если учесть об очередном обострении в регионе Месхет-Джавахети, населенном преимущественно армянами. 11 декабря местные жители разгромили таможенные и пограничные пункты на грузино-армянской границе, выразив своеобразный протест против ущемления свободы торговли и свободы передвижения. Незадолго до этого в Ахалкалаки произошла стычка группы местных жителей с представителями правоохранительных органов. Участники «таможенного погрома» в своем заявлении не забыли упомянуть и это происшествие. В документе, выражающем их позицию, говорится о том, что власти Грузии забыли об обещаниях данных населению региона и ведут целенаправленную политику по ущемлению прав местного населения, тогда как само население ставит вопрос о предоставлении региону прав автономии. В унисон «таможенному заявлению» появилось письмо на имя президента Грузии Михаила Саакашвили, подписанное группой ветеранов карабахской войны, в котором в малоприемлемом тоне говорится о «притеснениях армян в Джавахке». Не буду заострять внимание на том, что, согласно мировой терминологии этот регион называется все-таки Джавахети, и никак не иначе. Что за группа ветеранов? Не вмешательство ли это во внутренние дела соседнего суверенного государства, если не говорить о банальной пошлой провокации?
При этом объективно ситуация в регионе меняется в лучшую сторону. Грузинские власти, имея массу проблем в других краях, не считая неподконтрольные Абхазию и Южную Осетию, тем не менее, основную часть средств из 300-миллионого американского гранта направило именно в Месхет-Джавахети для восстановления дорог и приведения в порядок прочих коммуникаций. Президент Саакашвили лично распорядился, чтобы провиант для армии закупался именно в этом регионе, а местным административным органам разрешено внутреннее делопроизводство частично вести на армянском языке. Т.е. обострение в регионе начинается именно тогда, когда центральные власти страны, наконец, всерьез обратили внимание на существующие проблемы и худо-бедно как-то пытаются их решать. Депутат парламента Ван Байбурт в беседе с корр. «168 часов» заявил, что обстановку в Джавахети нагнетают несколько человек, репутация которых не считается безукоризненной, а политические связи выглядят сомнительными. Ряд грузинских политологов в происходящем склонны видеть своеобразную месть России за существенную утрату позиций в Южной Осетии – слишком схож почерк разжигания страстей.
Исполнительный директор Южно-Кавказского института региональной безопасности (SCIRS) Александр Русецкий считает, что ситуация на данном этапе вполне контролируемая и чрезмерной тревоги не вызывает. «Тем не менее, я предлагаю уже сейчас, не откладывая в долгий ящик, созвать конференцию или встречу представителей политических, научных кругов Армении и Грузии, духовенства, интеллигенции, прессы для обсуждения существующих проблем, для выработки каких-то решений, создания, если хотите, некоего центра исследования грузино-армянских отношений. Было бы хорошо, если аналогичное видение возникло у армянской стороны в лице какой-либо общественной, политической организации. Это могло бы стать некоей базовой основой для сотрудничества», – сказал Русецкий «168 часам».
В ситуации, когда власти о зреющей проблеме молчат, и есть небеспочвенные опасения того, что ею может воспользоваться какая-то третья сила, предложение руководителя SCIRS отличается рациональностью и заслуживает внимания…