В своих публичных выступлениях представители властей начали признавать, что референдум по конституционным изменениям проходил с фальсификациями и подлогами. Примечательно, что признания эти звучат из уст высокопоставленных лиц. Всего три дня назад спикер НС РА Артур Багдасарян заявил: «Очевидно, что подброс бюллетеней имел место, и я согласен, что это не делает нам чести». Но, как оказывается, вина за все происшедшее во всем происходящем ложится не только на власти, пошедшие на всевозможные нарушения, но и на оппозицию. В частности, вице-спикер НС, республиканец Тигран Торосян также публично заявил, что оппозиция должна была не бойкотировать референдум, а обязана была сделать все, чтобы предотвратить нарушения и злоупотребления.
«Получается, что организаторы фальсификаций пытаются свалить вину на других: мол, если бы вы пришли, мы бы не стали обманывать, – комментирует высказывания представителя стоящей у власти коалиции вице-председатель правления АОД Андраник Овакимян. – Во всем этом имеется лишь один положительный момент: власти сами видят, что их власть незаконна, беспомощна и настолько срослась с криминалом, что даже при желании просто не в силах провести нормальные выборы. Впрочем, я уверен, что никакого такого желания не было, а все распоряжения шли сверху».
Мой собеседник добавил также, что все это – не их проблема, поскольку у АОД нет представительства в избирательных комиссиях. Однако АОД первой из всех партий Армении еще 5-го июля, в день принятия Конституции, заявила о бойкоте процесса конституционных изменений. Сейчас, когда референдум остался позади, мы поинтересовались у г-на Овакимяна, насколько эффективен был весь прошедший процесс? «Мы изначально были уверены, что избирательные комиссии, независимо от того, будут или не будут включены в них представители оппозиции, все равно представят предписанные сверху цифры. Так и случилось. А бойкот показал всему миру, что граждане Армении не приняли эти изменения», – ответил вице-председатель правления АОД. Но, как говорится, что случилось, то случилось. И в результате сегодня мы имеем Конституцию, которая хуже прежней. По мнению г-на Овакимяна, изменение и улучшение основного закона – не более чем лишь технический вопрос. Но для его решения необходимо, чтобы в стране была законная, избранная народом власть. «Любая демократическая власть после такого референдума обязана привлечь к ответственности всех фальсификаторов – независимо от того, пошли ли они на этот шаг по собственному желанию, или выполняли указания сверху», – уверен г-н Овакимян.
Ныне оппозиция пытается свершить революцию – насколько ей это удастся, покажет время. Однако, по мнению моего собеседника, необходимость смены власти и формирования законной власти должно осознать прежде всего само общество. «Не надо сваливать все на оппозицию. Надо четко понимать, что Армения сегодня находится в руках режима, хунты, и освободится от власти этой хунты надо попытаться сообща. Эту задачу должно осознать само общество, и если оно не сделает шагов в этом направлении, никакая оппозиция в одиночку не сможет ничего сделать, и тут не имеет никакого значения, сильна оппозиция или слаба. В конце концов, надо понять, что это нужно не одной лишь оппозиции. Более того, оппозиция всегда вывернется, у нее нет больших проблем в смысле обеспечения личного благосостояния», – говорит г-н Овакимян, призывая общество к активной политической борьбе.
Итак, народ сам должен подняться, сам должен суметь «создать воспринимаемую, разумную власть». Однако общество сегодня словно бы затерроризировано. Забирая активистов оппозиции в полицейские участки, а их машины – на штрафные площадки, властям удается насаждать в стране атмосферу страха. Как результат, на митинги приходит все меньше людей. Андраник Овакимян, однако, убежден, что общество вовсе не запугано и в качестве примера приводит тотальный бойкот 27-го ноября. «Общество не напугано, 27-го ноября общество четко показало свою позицию, и стало ясно, какое глубокое равнодушие и отвращение испытывает оно к этим властям. Общество показало свое непреклонное требование перемен. Такой бойкот я помню только по советским временам – когда в первые годы Движения советская армия вошла в Ереван, мы на один день объявили «мертвый город», и 27-е ноября похож именно на этот день», – вспоминает вице-председатель правления АОД. По его словам, власти цинично извратили результаты референдума, совершив «национально-государственное предательство». И теперь происшедшее у нас «уродство» международные структуры используют для того, чтобы оказать на РА давление по вопросу Карабаха, тем более что 2006-й год очень подходит для принуждения к окончательному решению. В таких условиях ни власти Армении, ни власти Азербайджана не могут и дальше сохранять статус-кво. «Как для Алиева, так и для Кочаряна затягивание решения по проблеме Карабаха было единственным способом сохранить власть. И они добились того, что их обоих заставят хоть что-то подписать. Именно поэтому к уродствам, происшедшим в обеих этих странах, международные структуры отнеслись достаточно дипломатично и суровых эпитетов не применили, заключил А. Овакимян. – В 2006-м ни в Армении и Азербайджане, ни в России, ни в США, ни во Франции нет крупных выборов, и в этом плане 2006-й год – самое спокойное время для решения проблемы НКР – никакие крупные проблемы им помешать не могут. Алиев и Кочарян не смогут отговориться, что, мол, у нас выборы, и если я сделаю то-то, то произойдет то-то».
По словам вице-председателя правления АОД, время работает против нас. И если будет подписан какой-либо документ по карабахскому урегулированию, то он никак не может быть в пользу Армении. Особенно с учетом того обстоятельства, что за годы власти Р. Кочаряна РА в переговорном процессе по карабахскому урегулированию уступила свои позиции.