Референдум моркови и свеклы

27/11/2005 Лилит СЕЙРАНЯН

23-го ноября АРФД организовала в НС конференцию на тему «Конституционные реформы: возможность национального согласия». Цель ее, как отметил депутат Армен Ростамян, заключалась в том, чтобы в предстоящие три дня сориентировать массу растерянных людей, дабы общество «в эти судьбоносные для него дни не оказалось в положении пассивного наблюдателя». Из самых высоких патриотических чувств движимые стремлением достичь «национального согласия» по вопросу Конституции, дашнаки пригласили в НС почти 80-и деятелей науки и культуры и ректоров вузов, однако на их призыв откликнулись лишь около 30-и.

А. Ростамян попросил «интеллектуалов нации» дать оценку агитации «да» и, в качестве «сливков» нации сказать, кто прав – сторонники «да» или сторонники «нет». И надо было видеть разочарование А. Ростомяна, когда никто из присутствующих не изъявил желания выступить. «Высказывайтесь свободно, раскованно. Когда начнете высказываться, слово потянет слово, и наше обсуждение действительно развернется», – убеждали гостей депутаты. А. Ростомян до тех пор призывал приглашенных высказываться «свободно и раскованно», что даже месяцами агитировавшие за «да» известные в республике люди начали говорить то, что на самом деле думали о конституционных преобразованиях. Председатель ассоциации «За стабильное развитие» Карине Даниелян заявила, что и сама еще не решила, что скажет в день референдума, поскольку и в пользу «да», и в пользу «нет» имеются убедительные доводы. Особенно недовольна была она статьей 10, которая после изменения «оказалась кастрированной статьей». «Это касается экологии, и когда в НС шло обсуждение, я обратилась к Дашнакцутюн, но мне сказали, чтобы обращалась к Стране законности». Поговорила со «Страной законности», мне сказали – обратись к кому-то другому. Полгода прокрутилась бессмысленно», – сказала К. Даниелян.

Президент Армяно-российского университета Армен Дарбинян, который еще вчера со своей партией «Достойное будущее» агитировал «за», также не нашел ни одного доброго слова в пользу предлагаемых изменениий. А относительно заверений А. Ростомяна, что новая Конституция поведет страну по пути развития, он отреагировал так: «Это примерно похоже на каждодневные обещания заядлого курильщика, что вот встану завтра утром и брошу курить. Не слишком верится в то, что мы поменяем путь страны». В добавление к этому К. Даниелян заметила, что она также не уверена, что с изменением Конституции в стране что-то переменится к лучшему. «Вместе со студентами я создала в Разданском ущелье лесопарк в 3000 квадратных метров и передала его мэрии. Однако один из депутатов НС (речь конкретно о Самвеле Алексаняне – Л. С.) разрушил его и построил на этом месте ресторан «Парвана», – сказала она, присовокупив, что власти под предлогом «принятого политического решения» нарушают положения Конституции, законов, правительственных решений и целого ряда международных конвенций. «Если в результате политических решений нарушаются такие законы, то где гарантия, что не будут нарушены и новые?» – резонно заметила она.

А. Дарбиняна интересовало также, кто является реальным автором проекта конституции и кто несет ответственность за него. «Мы не знаем, с кем обсуждать ее, – сказал он, добавив: – Тогда мы четко знали, что автор Конституции – Владимир Назарян, он и отвечает за нее». Слова о ныне покойном В. Назаряне не понравились Г. Маргаряну. «Владимир Назарян не отвечал за написанную им конституцию, он всего лишь выполнял заказ и написал ее как специалист. Это был заказ, и говорить сейчас, что он был автором и ответственным, неверно, – сказал он и, видя, что конференция под девизом «национального согласия» движется вовсе не в направлении желательного для них «да», добавил: – Мы созвали вас не для того, чтобы найти ответственного, мы должны ориентировать дезориентированную массу!»

«А что, разве нас собрали для того, чтобы мы сказали «да»?» – начали недоуменно переглядываться приглашенные. А декан юридического факультета ЕрГУ Гагик Казинян начал жаловаться на власти, говоря, что созывать интеллигенцию и специалистов для обсуждения проекта Конституции за четыре дня до референдума откровенно запоздалый шаг, поскольку они все равно бессильны что-либо изменить. «Мы, специалисты, всячески пытались достать этот проект и не могли, потому что тогда он не должен был находиться в обращении. Кое-как достали где-то и начали со специалистами работать над ним, но депутат Рафик Петросян, кстати, из наших преподавателей, сказал: не тратьте напрасно время, потому что те статьи, над которыми вы работаете, уже изменены. Так нам и не удалось увидеть окончательный вариант этого проекта и поработать над ним. Не нашли никого, с кем можно было бы подискутировать. Так ответьте же: кто автор проекта, с кем можно поспорить. Я не говорю уже о всяких просто позорных мелочах!», – сказал Г. Казинян, добавив, что «идея конституции слишком мала, чтобы по ней состоялось национальное согласие».

Чтобы спасти положение и вернуть на положенный путь «да», интеллектуалов, всерьез воспринявших его разрешение говорить «свободно и раскованно», А. Ростамян довольно-таки растерянно заметил, что даже интеллигенция и специалисты не могут оценить правильно проект Конституции. «Не понимаю, неужели так трудно представить ситуацию? У нас имеется морковь и свекла, мы предлагаем: выберите либо морковь, либо свеклу – мы только это и привезли. А вы говорите, что нет, мол, мы хотим яблок. Но нет яблок, есть только морковка и свекла, неужели так трудно это уразуметь?!» – вконец разъярился г-н Ростамян. «Обижаетесь, что не говорим «да»?» – оглядев присутствующих, удивился Г. Казинян. На помощь А. Ростамяну пришел политический комментатор телеканала «Армения» Рафик Ованнисян, первым делом попросивший дашнаков передать Роберту Кочаряну его дружескую просьбу – чтобы он в ближайшие пару дней «сказал обществу свое слово», а затем попросил агитаторов «да» поставить на место некоторых агитаторов «нет». «В ближайшие два дня мы должны повысить наступательный тон, агитация прошла инертно, деликатность была излишней, потому что среди этих «нетчиков» есть и «обижники». Меня в этой агитационной компании не было, а если б участвовал, то сорвал бы кое с кого маски! Пригласи их к себе Роберт Кочарян и дай им должности, они бы тоже сегодня агитировали «за», – заявил «политический комментатор», который после встречи обратился к члену АРФД Левону Мкртчяну, сказав, что не знаком с проектом изменений, и попросил дать ему экземпляр.

Кстати, с призывом к Роберту Кочаряну сказать свое «веское слово» обратился и доцент исторического факультета университета Юрий Овсепян, сообщив: «Являющийся гарантом Конституции президент должен дать разъяснения народу. А то наши власти выступают только в Новый год – поздравляют, и дело с концом».

Высказались присутствующие и против положения о двойном гражданстве. Так, например, доктор политологии Армен Айвазян напомнил всем, что двойное гражданство не запрещено только в Гаити и Уганде, да и то в последней прежний президент оказался людоедом. «Наш Кочарян сегодня людоед, что уж потом…», «Господи, помилуй!..», «А нынешний президент Уганды тоже людоед?», «Как, и сегодня ест? Горе нам!..» – такие реплики посыпались после сообщения А. Айвазяна из уст наших специалистов и интеллектуалов.

Чтобы правильно сориентировать собравшихся, Ваан Ованнисян заявил, что значительная часть общества не может сегодня сориентироваться, поскольку «сейчас их некому подкупать, обещать денег, поэтому и опешили».

Под конец мы поинтересовались у А. Ростамяна, не стала ли эта встреча больше контрпропагандой «да» и не дезориентировала ли общество еще больше? «Нет, – ответил он, – мы хотели, чтобы люди высказались свободно, сказали то, что они думают. Мы не хотели шоу или театра».

P.S. Почти то же мнение относительно предлагаемых конституционных изменений высказали агитировавшие за «да» ректор университета народного хозяйства Григор Киракосян, режиссер Армен Мазманян, ректор университета «Гладзор» Жора Джангирян, брат военного прокурора Гагика Джангиряна и другие. Наверное, понимали, что власти будут соблюдать новую Конституцию точно так же, как и старую…