Диктат навязанной обществу Армении формулы «Да конституционным реформам» обрел нешуточный характер. В первую очередь, по той причине, что вектор стимулируемых этой пропагандистской формулой общественных настроений наткнулся на серьезный полюс сопротивления, вооружившийся лозунгом «Нет властям». Процесс реформ выродился в противостояние властей и оппозиции.
Казалось, в этом нет ничего неожиданного. Непримиримое противостояние властей и оппозиции в Армении продолжается аж с 1999 года, и вряд ли такая серьезная проблема, как конституционная реформа могла остаться вне существующего политического противостояния. Тем более, что сама тема конституции в идейном смысле является «черной дырой» в общественном сознании.
Но, нечто неожиданное, все же, есть во всем происходящем. И заключается она в самом возникшем общественно-политическом раскладе: политическая элита предлагает одно – общество реагирует как-то совсем по-своему. Общество попросту, продолжает воспринимать эту тему как очередную объединяющую идею в противоборстве властей и оппозиции.
Перед обществом возник выбор: идти ли по пути прогресса с «нелигитимной» властью, или же сосредоточить всю свою энергию в борьбе против этой власти. Точнее, такую постановку перед обществом невольно выставили власти и оппозиция, демонстрирующие с разных сторон «свою правоту». Никто не говорит о том, что обновленный текст конституции не является прогрессом – говорится совсем иное. А в этом ином проявляет желание превратить общество в механизм усиления своего влияния. Каждый, по своему.
Однако, как видно, элита мало задумывается над тем, принимает ли само общество происходящие в стране процессы именно в такой постановке, в какой ей предлагают. Вот в этом и есть неожиданность, поскольку, как можно заметить, армянское общество попросту отмежевалось от действий элиты. И дело здесь не столько в том, что общество не полностью осознает ценность конституционной реформы. Дело в том, что граждане Армении научились отделять зерна от плевел.
Мало кто в стране считает, что политическая элита страны серьезно обеспокоилась судьбой конституционного строя. Все знают, что происходит на самом деле. И мало кто имеет желания соприкасаться с происходящим, кто в силу чувства отчаяния, кто – вполне сознательно. Последние встали перед проблемой принятия собственного решения. Такого в стране никогда не было. Как кажется, именно это решение определит будущее развитие политических процессов в стране.
Куда же могут вести Армению эти процессы? Ясно одно, что если общество останется в состоянии неопределенности, процессы локализуются в рамках действий властей и оппозиции. Действия же эти впролне прозрачны. Власть делает вид, что имеет общественную поддержку, созывая различные мероприятия в номенклатурых кругах. Оппозиция же демонстрирует «масштабные автоакции», каждый раз становящиеся свидетельствами безразличия общества к ее призывам.
И те, и другие надеются совсем не на общество, а на «проход» своей схемы. Все уверены, какова будет картина итогов. Есть две картины: референдум показывает «Да», и оппозиция квалифицирует этот итог как сфальсифицированный. Референдум не оказывается способным приять обновленный текст конституции, все остается на местах.
При первой картине, народ тщетно призывают к восстанию и постепенно готовятся к следующим выборам. Во втором – власти объявляют, что ничего особого не произошло, и все остается на месте. Колесо конституционного процесса останавливается. Все остаются с тем, с чего начали, а общество – у «разбитого корыта».
Но, что, если общество опрелелится в своем решении? Тогда многое может произойти совсем по другим сценариям. Только вот, весь вопрос в том, что это за решение общества? Каким видит армянское общество свою проблему? Это, уже вопрос, представляющий сегодня центральный интерес и достойный серьезного обсуждения.
Действительно, пока оценки политических сил страны (провластных и оппозиционных) имели авторитет в обществе, последнее могло доверять всему происходящему, усматривая во всем процесс, ведущий к решению его проблем. Но, нынешнее состояние, когда общество отвергло ценность происходящего, свидетельствует о том, что оно достаточно рационально видит свои проблемы. В противном случае, продолжало бы прислушиваться к словам к элите.
Но, что находится в душе каждого гражданина Армении в настоящий момент? Можно с достаточной долей уверенности сказать следующее: душа чувствует, что это не путь к прогрессу. И откуда такая уверенность? Оттуда, что каждый простой гражданин воспринимает прогресс — в более справедливом устройстве страны. Устройстве, при котором для всех были бы созданы равные условия для организации своей жизнедеятельности. То есть, условиях, основанные на правных правах и равной отвественности.
Здесь общество Армении ничего нового не придумало. Такую формулу справедливости желают все в мире. Повсеместно можно услышать: когда-нибудь власть будет думать о народе? Почему закон существует только для нас? Почему я не могу того, чего может другой? И, соответственно – все озираются кругом и не усматривают в происходящем интересов в установлении в стране справедливого порядка. Ни слева, ни справа. Даже, когда говорят о конституции, поскольку не знают, где кроится тайна справедливости. А реагировать на призывы о спасении нации и разговоры об экономическом чуде никто уже не собирается.
При чем тут, тогда, конституция страны и предстоящий референдум? Конституция лишь тогда может стать стратегическим механизмом государственного устройства, обепечивающим защищенность прав граждан, если эти граждане воспринимают ее таковой. Ни чьим желанием невозможно привить в стране жизнь, основанную на нормах конституции. Жизнь, — основаную на действенных всеобщих «правилах игры», нарушать которые становится нецелесообразным ни для кого.
Но, если сегодня это не понимается и в это не верится, то не означает, что завтра не произойдет прозрения. Произойдет уже по пой причине, что станет ясным, что конституция в условиях безразличия граждан к ней вырождается в дополнительный механизм притеснения граждан. Такую конституцию, являющуюся механизмом легализации насилия, многие граждане видели в бывшей Советской империи.
Вот такое развитие сознания граждан может иметь совершенно иную перспективу. В стране откроется возможность для появления новых политических сил. Вакуум политических идей и организаций нигде не может долго существовать. Конечно, запаздывание указанного прозрения чревато большим деструктивом. Вакуум может заполниться и совершенно иными силами. Такой процесс в Армении уже заметен – невозможно не заметить ростков организованного роста политиканствующего криминала.
Так что, общество Армении имеет большую ответственность перед своим же будущим. Впервые только от него зависит его судьба. Уже никто посторонний не поможет. Никакие надежды на Евроинтеграцию, на лозунговое превращение обновленной конституции в очередной «бумажный черпак» армянской дипломатии не могут ничего изменить.
Путь неминуемой активизации политиканствующего криминалуа могут преградить только гражданское сознание и рожденные обществом гражданские политические структуры. Авторитаризм сознания и основанная на этой базе политическая система Армении, умерли, и путь к криминализации страны может закрыть лишь активная позиция общества, овладевшего правосознанием.