Динамика противоречий

14/11/2005 Армен БАГДАСАРЯН

В эти дни стоящие у власти политические силы в Армении заняты двумя главными делами: ведут агитацию в пользу поставленных на референдум конституционных изменений и злорадствуют по поводу международных откликов на прошедшие в Азербайджане парламентские выборы. Каждая из этих дел по отдельности совершенно понятны, а вот если поставить их рядышком, то тут же выступают противоречия.

Судите сами. С одной стороны наши власти утверждают, что результате этих позорных выборов Азербайджан как минимум на 4-5 лет отброшен с пути евроинтеграции, с другой стороны, и сами проводят пропагандистский этап референдума со столь же вопиющими нарушениями, – прекрасно понимая, что за нашим референдумом будут наблюдать те же международные организации. Самое интересное, что ничего не изменится и в том случае, если даже референдум (голосование) пройдет без каких-либо инцидентов. В Азербайджане оценки, касающиеся самого голосования, тоже были положительными, но сами выборы удостоились крайне негативных оценок.

И еще одно важное обстоятельство. Интересно, почему никто из высокопоставленных чиновников в Армении не заявил во всеуслышание, что лица, допустившие подлоги в ходе референдума, понесут наказание по всей строгости закона? Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Власти, без сомнения, проводят свои собственные социальные опросы и знакомы с общественным мнением. Речь, разумеется, не о заказанных, «рекламных» опросах. Власти обязательно должны иметь точную картину общественного мнения (конечно, исключительно для служебного пользования), чтобы определить – будут они фальсифицировать итоги референдума или нет? То есть, можно не сомневаться, что реальная картина властям известна. А теперь представьте такую ситуацию: скажем, властям известно, что 60 процентов населения выскажутся за изменения в Конституции. Что предпримут высокопоставленные должностные лица в этом случае? Заявить, что сделают все, чтобы референдум был честным, а все возможные фальсификаторы были наказаны по всей строгости закона. Но ничего подобного власти не говорят. Вывод однозначен: общественное мнение сейчас вовсе не «за».

Все это время в оппозиционном поле также протекают интересные процессы. Оппозиция ведет агитацию за свое «нет» на трех фронтах: блок «Справедливость», «Национальное единство» (НЕ) и формат «17+1». Разумеется, постоянно подчеркивается, что между этими тремя группами разногласий нет и цель у них одна. Однако можно подметить, что активность формата «17+1» начинает нервировать не только власти, но и блок «Справедливость» и НЕ. На заседании блока «Справедливость» прозвучали даже мнения, что некоторые его члены (речь, со всей очевидностью, об Араме Саркисяне) должны либо согласовывать свои действия с блоком, либо выйти из его состава. Так или иначе, оппозиция проводит активную агитацию в областях, и поскольку в данном случае здесь нет проблемы личности (это ведь референдум, а не выборы), то децентрализация оппозиции может иметь существенное воздействие.

Что же касается других событий, то следует сказать, что странные вещи происходят не только в политической сфере. Во всем мире тревога по поводу птичьего гриппа достигла кульминации, звучат прогнозы, что число жертв может составить от 5 до 150 миллионов человек… Словом, мир в панике. И вдруг на фоне этой паники выступают по телевидению армянские ученые и заявляют, что никаких причин паниковать нет, что птичий грипп известен давным-давно, является самой обычной болезнью и что после нескольких минут варки даже зараженное птичье мясо становится вполне безопасным…

Это по меньшей мере странное противоречие может иметь два объяснения. Первое: армянские ученые – гении, а ученые всего остального мира – легко поддающиеся бессмысленной панике дилетанты. Второе: армянские компании, производящие птичье мясо, несут большие убытки (по некоторым данным, потребление птичьего мяса с республике сократились примерно на 40 процентов), и владельцы этих компаний решили «пресечь» свои сверхубытки.

Какой из эти двух вариантов ближе к действительности – пусть определят сами читатели.