“Революция продолжается”

21/06/2012

– Господин Сатановский, в Египте состоялся второй, решающий тур президенстких выборов, и как видно из новостей больше голосов набрал представитель “Братьев мусульман” Мухаммад Мурси, хотя об окончательном результате будет обьявлено только в конце недели. Это может повлиять на дестабилизацию ситуации в стране, если учесть, что накануне Высший совет вооруженных сил (ВСВС) добился решения Конституционного суда роспустить нижнюю палату парламетна, где большинство занимали исламисты?
 
– Военные явно настроены сохранить власть за собой. Исламисты вне зависимости от того, победил Мурси или нет будут пытаться овладеть властными полномочиями. Революция продолжается и может перерасти в гражданскую войну по алжирскому сценарию или окончиться тем, что исламисты захватят верховную власть и попробуют уничтожить армию, стравив Египет с Израилем – по иранскому сценарию 80-х, когда в роли Израиля выступил Ирак.

– Какие сценарии развития возможны в этой ситуации? Мурси наверняка подаст решение Конституционного суда на аппиляцию, какие шансы у исламистов в этом случае?
 
– Не готов прогнозировать мелкие телодвижения египетской внутренней политики, не интересуюсь ими и интересоваться не намерен. Когда речь идет о власти и собственности – а армия пока контролирует от 25 до 30% ВВП Египта и несомненно потеряет эту собственность в случае потери власти, вопросы технические, вроде апелляций, – это проблема тех, кто ими занимается и никого больше.
 
– Мы можем считать победу Мурси как причину того, что он являлся альтернативой мубаракскому режиму и его недавнему стороннику Ахмеду Шафику, которому поддержывала армия?
 
– Нет. Армия сдала Мубарака. Если бы Тантауи не предал его, президент Мубарак мог бы подавить волнения. Но Мурси молод – Шафик стар, а большинство избирателей Египта – молодежь. Мурси исламист – избиратели Египта поддерживают исламистов с подавляющим отрывом от всех остальных вместе взятых.
 
– У армии традиционно большая власть в Египте, какие будут действия армии в случии прихода на президентский пост исламисткого кандидата?
 
– Армия может его сместить. Может уничтожить. Может ему подчиниться, на определенных условиях. Пока сценарий будущего неопределен.
 
– Есть мнение, что генералы пытаються обновить действующую до этого власть проведя свободные выборы. Можно ли сказать, что ВСВС пытаеться сохранить насеровский режим?

 
– ВСВС пытается сохранить собственную власть и собственность. Насер и его режим никого не волнуют. Точно так же в 80-е гг. в СССР КПСС и КГБ сохраняли свою власть, а не режим Ленина.
 
– Какой исход больше выгоден для США и какова будет его позиция? Кого он защищает?
 
– США молчаливо согласились с парламентским переворотом, организованным армией. Ни слова о демократии.
 
– Евсгений Янович,  18 июня в Мексике, в рамках “G 20” cостоялась встреча президентa России В.Путина с президентом США Б.Обамой. Можно ли наметить какой нибудь прогресс в сирийском вопросе после этой всречи?

 
– Я не уполномочен ни российским ни американским президентом выступать в качестве рупора их позиции после переговоров.
 
– По словам американских чиновников, на встрече Путин долго ссылался на неудачные, по мнению России, примеры передачи политической власти – случаи Египта и Ливии. Он также выразил обеспокоенность России тем, что “Запад не имеет убедительного плана относительно судьбы ряда враждующих фракций и этносов в Сирии после потенциальной отставки Асада”. Мы это можем считать намеком на то, что мысль передачи власти в Сирии Путин тоже считает неудачным?
 
– В России никто лично Асада не защищает, но распад страны или гражданскую войну всех против всех по иракскому сценарию приветствует еще меньше. Считать что бы то ни было каким угодно намеком – дело тех, кто ищет намеки в речах политиков.

– Но всетаки, теперь, после встречи лидеров двух важных игроков в регионе, какова вероятность того, что власть Асада будет сменена или передана для предотвращения дальнейщего кровопролития или, всетаки, альтернатива Асаду пока еще нету?

– Есть или нет альтернатива Асаду – это сирийская проблема. Точнее, в основном алавитская, при поддержке алавитов других, помимо них самих, шиитов, и позитивном нейтралитете христиан и курдов. Никаких предсказаний делать нельзя: гражданская война в Сирии все более переходит в необратимую фазу, как в Ираке: шииты против суннитов. ДО того, как власть в Сирии захватил клан Асадов, с конца 1940-х по начало 1970-х там было более 20 военных переворотов. После свержения Асада Сирии, скорее всего, просто не будет, она опять распадется на территории алавитов, друзов, курдов, суннитов. Убьют Асада или его свергнут – и это произойдет.

– Если Россия не защищает политику Ирана, как вы сказали, войну всех против, тогда, следовательно, у России может быть есть другой вариант решения этой проблемы?

 
– У России нет никаких вариантов решения проблемы, кроме предложения оставить Сирию в покое, чего не произойдет и перестать поддерживать гражданскую войну там боевиками, оружием и деньгами, чего тоже не произойдет. Рецепт кота Леопольда из одноименного советского мультфильма: "Ребята, давайте жить дружно". 

– И последний вопрос – какие возможные сценарии развития событий в Ближнем Востоке, в часности в Египте и Сирии, вы можете предсказать и какова будет их воздействие на Южный Кавказ?
 
– Два-три часа разговора и этот вопрос можно вкратце осветить. Сценарии:
Война с Ираном, с участием монархий Аравийского полуострова, США и, возможно, Израиля. На Кавказ – в первую очередь в Армению и Азербайджан, пойдут иранские беженцы – до миллиона-полутора миллионов человек в совокупности.

Турция превращается в региональную сверхдержаву – новую Оттоманскую Порту: большая проблема для Армении.

Коллапс Египта – не исключен приток в армению египетских армян из местного спюрка.
Коллапс Сирии – то же самое в отношении армян Сирии и Ливана. 

Арам Саркисян