На минувшей неделе Нагорно-Карабахская Республика отметила 20-летия со дня провозглашения независимости. Суверенитет второго армянского государства мир пока не признает. Очевидно международному сообществу необходимо еще какое-то время для осуществления этого шага. Ведь понятно, что народ Карабаха от своего выбора не откажется. Во всяком случае добровольно. А какими-то угрозами силы его не напугать – он ее уже видел, и адекватно ответил, добившись нынешнего положения республики – де-факто суверенного. В сравнении с другими непризнанными, частично или даже полностью признанными республиками бывшего СССР, о Нагорно-Карабахской Республике можно говорить как о состоявшемся государстве. Опять же де-факто, естественно. Хотя при этом, конечно, проблем множество. О них, о достижениях, задачах, стоящих перед республикой в интервью корр. «168 часов» рассказал спикер парламента НКР Ашот Гулян.
– Каковы важнейшие достижения, на Ваш взгляд, Нагорного Карабаха за прошедшие 20 лет?
– Восстановление государственности, провозглашение независимости, законная реализация права самостоятельно распоряжаться своей судьбой и создание возможностей для обеспечения собственными силами безопасности страны.
– Формула, которая сейчас обсуждается в переговорах по Нагорному Карабаху, подразумевает передачу Азербайджану территорий, прилегающих к республике, возвращение беженцев, ввод миротворцев. Как вы сами прокомментируете эти вопросы, насколько эта схема реализуема в действительности, насколько местное население готово, скажем, к присутствию миротворцев?
– Та очередность, которая приводится в этом перечне, не может служить формулой урегулирования. Стержнем проблемы является международное признание независимого статуса НКР, что может открыть путь к обсуждению всех других производных вопросов. Не думаю, что для НКР приемлемо делегирование вопросов своей безопасности миротворческим силам: здесь мы привыкли при решении вопросов уповать на собственные силы.
– Возьметесь спрогнозировать: кто может признать суверенитет Нагорного Карабаха, и когда может произойти это знаменательное событие?
– Прогнозов делать не стану, однако полагаю, что нельзя бесконечно злоупотреблять терпением Республики Армения и стран-посредников.
– Может ли признание независимости Нагорного Карабаха спровоцировать фактический распад Азербайджана, ведь о суверенитете могут заговорить нацменьшинства, проживающие в этой стране?
– Вполне возможно. Однако Азербайджан распадется и в обратном случае, если продолжит препятствовать признанию НКР. Как бы ни оценивались возможности этой страны, все равно еще ни одному государству не удавалось повернуть вспять колесо истории.
– Создается впечатление, что одной из главных проблем Карабаха является исход населения. На пустующие земли постоянно указывает азербайджанская пропаганда, эта же проблема поднимается периодически в армянской печати. Что делается для того, чтобы удержать людей здесь? Можно ли задействовать какие-то программы по переселению армян в Карабах из каких-то, скажем так, не очень безопасных для армян государств?
– Впечатление обманчивое: если даже кому-то на руку представлять ситуацию таким образом, это еще не означает, что реальное положение действительно таковое. Другой вопрос, что процесс не устраивает и нас, однако оттока населения как явления нет. Действуют различные программы, претворяются в жизнь новые. Самое главное, эти люди отныне считают себя не «переселенцами», а хозяевами земли. Это право они заслужили кровью и своим весомым вкладом в становление государственности и социально-экономическое развитие НКР. Что касается массового заселения, то для процветания родины можно задействовать любые варианты.