История Южного Кавказа через историю рода Мелик-Шахназаровых

25/08/2011 Юрий СИМОНЯН

Арсен Мелик-Шахназаров – известный журналист-международник, политолог. Недавно он издал книгу «Владетели Варанды на службе Империи», которую посвятил памяти отца – выдающегося армянского дипломата Ашота Зарэевича Мелик-Шахназарова. Это очерки истории карабахского владетельного рода Мелик-Шахназаровых и их родового гнезда, бывшей столицы Нагорного Карабаха – Шуши. В оригинальной и очень увлекательной форме автор прослеживает и повествует о судьбах представителей своего рода и одновременно затрагивает историю Нагорного Карабаха, Армении, важнейшие события на Южном Кавказе, роль России в исторических процессах региона. Автор любезно ответил на несколько вопросов корреспондента «168 часов».

– Что подвигло к созданию столь фундаментальной книги – захотелось проследить историю своего рода или что-то еще? Сколько лет писалась книга?

– Решение написать книгу вызрело не вчера. Это плод моих многолетних увлечений по поиску генеалогической родословной нашего рода. Я начал этим заниматься более 20 лет назад. Я собирал документы, изучал первоисточники, проделал огромную работу в архивах… И вот наступил момент, когда все эти собранные документы переросли из количества в качество и настала необходимость создать из них единую картину, выписать историю нашего рода, историю Карабаха, историю Российской Империи – история Карабаха была неотделима от истории России. Более того, благодаря тому что род наш старый княжеский, дворянский, сохранилось очень много документов. Все эти документы вписаны в контекст российской истории и волей-неволей любые упоминания, рассказы, очерки о нашем роде связаны с Российской Империей. Еще несколько лет ушло на выяснение деталей. А саму книгу я написал за год, и получились очерки о людях, через судьбы которых проецируется история разных лет и исторических периодов Нагорного Карабаха.

– Есть ли планы перевести книгу на армянский язык? Адресат все-таки армянский народ…

– Вообще-то я не согласен, что адресат – это армянский народ. Потому что я писал, как и первую свою книгу, для российского читателя. При этом думаю, что «Владетели Варанды…» заинтересуют читателя любой национальности, который увлекается историей в целом. И не только, кстати, историей региона. Потому что упомянутые в книге люди, которые состояли на царской службе, служили не только на Кавказе, а большей частью вне его пределов. Поэтому все что с ними связано, связано и с историей России. В книге упомянуты люди, которые расследовали покушение на царя Александра II, люди которые участвовали в войне Крыму… То есть речь идет о «большой истории», нашей общей истории. Конечно, было бы очень здорово, если бы книга «Владетели Варанды на службе Империи» была переведена на армянский язык… Правда, больших ожиданий на этот счет у меня нет – к слову, первая моя работа «Нагорный Карабах: факты против лжи» осталась непереведенной на армянский язык. Но с другой стороны, учитывая небольшой книжный рынок в Армении, интерес к таким темам, что греха таить, не столь высок. Те же, люди, которых затронутая мной тема заинтересует, прочитают ее с удовольствием и на русском языке – часть тиража, кстати, я отправил в Армению. Хотя, конечно же, было бы здорово, чтобы в Армении книга вышла на государственном языке.

– Естественно, в своей работе, вы не могли обойти тему современного Нагорного Карабаха, статус края, который объявил себя независимым и который мировое сообщество не спешит признавать. На ваш взгляд, когда ситуация может проясниться? Приезжают многочисленные посредники, уезжают, в Баку они говорят одно, в Ереване – другое, в Степанакерте – третье. И ситуация еще больше нагнетается, запутывается. Можно ли себе представить мирное разрешение конфликта, так, чтобы Баку отказался от притязаний на Нагорный Карабах?

– Я разобью ответ на две части. Книга, конечно, имеет и политический подтекст вольный или невольный. Потому что наши азербайджанские оппоненты пытаются представить дело так, что Карабах – это исконно азербайджанский край, что это исторически часть Азербайджана. Они всегда очень нервно реагировали на армянство Карабаха. Однако вся их аргументация того, что Карабах принадлежит Азербайджану, сводится к тому, что там когда-то были правители мусульманского происхождения, а армяне якобы появились в восемнадцатом веке. И больше ничего. О чем говорить, если президент Ильхам Алиев выступает и говорит, что армяне пришли в Карабах в конце 19 века, а другие азербайджанские историки чуть-чуть удревняют этот процесс, говоря о временах Александра Грибоедова. Абсурд! А в моей книге приводится история, подтвержденная многочисленными документами, история меликов Карабаха, истории родов. Документы свидетельствуют, что испокон веков в Карабахе жили армяне, имели свои церкви, вели службу на армянском, письменность была на армянском и никаких албанцев там рядом не стояло. Чем больше мы будем говорить и писать об этом, тем позитивнее это отразится на урегулировании проблемы.

Сам процесс урегулирования, я думаю, может затянуться еще на десятилетия, что объясняется нежеланием Азербайджана идти навстречу даже в маленьких вопросах. Это также объясняется совершенно безразличным отношением мирового сообщества к судьбе региона. Мы то и дело сталкиваемся с удивительным непостоянством, удивительной двуличностью. Многие годы посредники не в состоянии положить конец воинственной риторике азербайджанских властей – в лучшем случае международные организации призывают отказаться от воинственных заявлений почему-то обе стороны! Это лицемерие – я иначе назвать не могу. Но независимо от того, когда завершится процесс урегулирования, нам этого не нужно ждать. Мы делали и будем делать, что положено – т.е. строить свое государство. И частью строительства этого государства является поиск исторический, этнографический, раскопки… Город Тигранакерт отрыли. Это один из крупнейших в Европе, если регион считать географически принадлежащим Европе, памятников подобного рода – уникальный комплекс, огромный по своей площади. И он доказывает, что Карабах – армянская земля. Я думаю, что возрождение и напоминание истории меликов Карабаха, истории тех родов, которые руководили краем, переплелись с историей самого края – все это своего рода кирпичик в стену государственного строительства, суверенитета Нагорного Карабаха, повторю, независимо от того, в какую сторону пойдет процесс урегулирования.

– Арсен, в 90-х годах вы сами непосредственно участвовали в переговорах по Нагорному Карабаху и этот вопрос я вам адресую как к политологу. Сегодня утверждают, что в основе урегулирования конфликта должен лежать принцип территориальной целостности (получается Азербайджана) и права народа на самоопределение. На мой взгляд, тяжело и даже практически невозможно сопрячь два термина. На ваш взгляд, это абсурдно или все-таки возможно – и территориальную целостность соблюсти и дать право на самоопределение?

– Я не хочу углубляться в чисто правовые вопросы. На самом деле нет противоречий между этими принципами, потому что в уставе ООН, в резолюции, в основополагающих документах ООН четко сказано, что принцип народов на самоопределение имеет приоритетное значение. Когда же речь идет о территориальной целостности, то речь идет прежде всего об угрозе этой территориальной целостности при наличии вооруженной агрессии извне. В азербайджанском случае этого нет. Когда речь идет о самоопределении, будь оно приобретенное, или полученное, или вновь приобретенное, это совершенно разные вещи. Когда нам говорят, что принцип территориальной целостности – священная корова, то это не так, потому что сохранению территориальной целостности подлежат те страны, которые выполняют норму международного права. В том числе не препятствуют праву народа на самоопределение, и волеизъявление.

Сегодня вокруг Карабаха идет игра. Вы ведь понимаете – дают возможность сохранить лицо. И поэтому ничего хорошего не получится. Со стороны Азербайджана делаются попытки внести поправки в согласованные принципы, так, чтобы не было даже теоретической возможности референдума, чтобы сохранить территориальную целостность АзССР – я по другому не могу сказать, потому что когда распался Советский Союз и образовалась Республика Азербайджан, Карабах не был ее частью и по международному праву, так и по законодательству бывшего СССР. Поэтому попытки сохранить невозможное, фантомную призрачную территориальную целостность бывшей союзной республики спустя 20 лет после развала СССР, это только путь к войне, путь к одобрению действий агрессора. Человечество это уже проходило – в 1938 году, когда был мюнхенский сговор, когда пытались задобрить агрессора. Такие попытки бесперспективны – чем все закончилось, мы знаем из истории. В отношении Карабаха есть только один путь – признать реалии, которые основаны на праве народа на самоопределение: строить свою судьбу без постороннего вмешательства.

– Что пожелаете армянскому читателю «Владетелей Варанды…»?

– Хотелось бы пожелать, чтобы было больше интереса к подобной политической и исторической литературе. Я знаю, что в Армении, как и в России, проснулся интерес к исследованию родословных, и очень много людей обращаются в исторические архивы. Хотелось бы пожелать, чтобы таких людей было еще больше. Уверяю, в архивах находится очень много уникальных материалов по Армении.