Грузинская оппозиция переблефовала

26/05/2011 Юрий СИМОНЯН

Сегодня в четверг – последний день анонсированной оппозицией очередной революции в Грузии. Сегодня, согласно планам, должен быть сорван военный парад в честь Дня независимости, и президент Михаил Саакашвили должен подать в отставку.

Клятвы на этот счет стали звучать в общем-то давно. Загремели на весь свет 21 мая. Так загремели, что вынудили присмотреться к тому, что же в очередной раз происходит в Грузии? При внимательном рассмотрении оказалось, что ничего особенного не происходит, Экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе вывела около 10 тысяч людей на центральную тбилисскую площадь Свободы и заявила, что дни Саакашвили сочтены. Оттуда людей зачем-то повела к зданию Общественного вещателя Грузии (ОВТ). И там повторила обещания еще несколько раз. В те же минуты то же самое говорили вожаки примерно полутора тысяч людей, которых удалось вывести на главную площадь в Батуми.

Было очевидно, что сил для смещения Саакашвили мобилизовано радикальной оппозицией недостаточно. Но Бурджанадзе и ее ближайшие соратники так уверенно заявляли о приближающейся победе и неизбежном конце Саакашвили, так хитро намекали на какой-то план действий, что сумели посеять сомнения в том, что нынешняя власть устоит. Сомнения укрепились после легкой стыки с полицией, на которую откликнулась другая радикальная организация «Грузинская партия» всю зиму и весну люто враждовавшая с Бурджанадзе. Ее лидеры появились на митинге и расцеловались в знак примирения с экс-спикером – мол, все, в решающий час забываем о вражде. Тогда-то и показалось, что вот он хитроумный план запускается в действие – власти ожидали, что бунтовать будет только Бурджанадзе, а надо же – «Грузинская партия» подтянулась. Стало быть оппозиция объединяется, и что-то да и может произойти. Еще и из Парижа подал голос бывший министр обороны, политэмигрант Ираклий Окруашвили. Он пообещал приехать 25 мая и поставить точку в правлении Саакашвили. Другой оппозиционер, экс-кандидат в президенты Леван Гачечиладзе без всяких экивоков предлагал нынешним властям сушить сухари – отдадим, мол, под суд… На этом все.

Во вторник акция «пшикнула». Оппозиционеры опять не смогли поделить шкуру неубитого медведя. Выяснилось также, что Окруашвили опять не сдержит обещания и в Грузию не приедет, «Грузинская партия» решила все-таки с Бурджанадзе вместе военный парад не срывать, а Саакашвили свергнуть как-нибудь потом, не сейчас. Но еще до того, как радикальные оппозиционеры опять разошлись, народу на акции протеста в пиковые моменты собиралось не больше тысячи. В среду осталось всего пара сотен человек. Говорят, что ежедневно они получают около 40 лари – что-то до 30 долларов. Бурджанадзе упрямо продолжает повторять о конце Саакашвили.

Это уже не политика, а фарс. Странно, что в Грузии еще не додумались создать компьютерную игру «Свергнуть Саакашвили», в которой победителем считался бы тот, чей «оппозиционер» минимально бы снизил свой рейтинг – при непобедимости президента. Однако в сегодняшней реальной некомпьютерной игре, которую бездарно сыграли грузинские радикалы, их рейтинг обнулился. Они успешно совершили политическое харакири. Причем в очередной раз. И очень даже может быть не в последний – обычно совести у них хватает на то, чтобы через какое-то время после неудачной попытки убрать Саакашвили, как ни в чем не бывало снова начать выступать с воинственными призывами и обещаниями отправить в историю нынешний режим. И это тоже похоже на компьютерную игру, в которой игроку для выполнения задачи дается несколько жизней. Отличие грузинских реалий от этой компьютерной игры в том, что, в реальности, похоже, уже совершенно без разницы сколько таких «жизней» у радикалов. Все равно провозглашенной цели им не добиться. В обозримом будущем. «Форс-мажоры» типа грубого вмешательства внешних сил не рассматриваются.

А что же власти? Саакашвили? Ничего ровным счетом. Слон укол булавкой ощутил бы острее, чем они нынешнее выступление оппозиции. Вернувшись из Венгрии, где находился с официальным визитом, президент отправился открывать новые построенные объекты. И это куда правильнее – строить, чем попусту горлопанить на потеху всему миру.