В воскресенье и понедельник весь цивилизованный мир отмечал День Победы над фашистской Германией. На Западе его называют еще днем конца Второй мировой войны. В России – все еще Великой Отечественной войны. Я не берусь судить, что правильнее. Каждый прав по-своему.
9 мая остался одним из немногочисленных факторов, консолидирующих постсовесткое пространство. Можно собирать саммиты СНГ, или его более урезанные форматы в виде Таможенного союза или ЕврАзЭС. Только положа руку на сердце, почти каждый раз по итогам таких саммитов убеждаешься: если что-то серьезное и обсуждалось, то эти обсуждения выявляли противоречия между участниками форума, чем приводили к каким-то конструктивным практически реализуемым решениям. И это закономерно, поскольку если рассмотреть отношения бывших советских республик в двухстороннем формате, то редко у какой пары не окажутся глубинные взаимные претензии. Вот и спрашивается, какой дееспособностью может обладать многосубъектный альянс, если субъекты, скажем так, не вполне в ладах друг с другом в двухсторонних форматах? Никакой. И чем дальше, тем больше крепнет уверенность в том, что в скором будущем общим в СНГ будет лишь 70-летний кусок истории, вместивший в себя достижения и провалы, гуманизм и ужасы, людские счастье и горе… Праздник Победы – несомненно, одно из ярчайших событий в этой общей истории. Но и к нему уже нет того трепетного единодушного отношения. Более того, где-то пытаются если не запретить, то существенно принизить его значимость.
Для Украины прошедшее 9 мая может стать вообще особенной точкой отсчета. Страна бурлила. На Западе Украины сжигали красные флаги, на Востоке – флаги Украинской повстанческой армии. И там, и там отчаянно дрались. Особенно во Львове, где местные националисты дали настоящий бой приехавшим гостям из русскоязычных регионов. Досталось и милиции. Положение в Украине действительно очень серьезное. Дело пахнет противостоянием, а политологи вполне серьезно рассуждают о возможности распада государства.
Не все гладко было в Молдавии, тяготеющей к Румынии, которая воевала в германской коалиции. В Белоруссии официальное празднование 9 мая обошлось без послов западных стран. Те таким «оригинальным» способом решили выразить протест против жесткой внутренней политики Александра Лукашенко.
Грузинскую прессу в День Победы лучше было не читать. Во всяком случае ту часть изданий, которая некрепкому читателю своими «открытиями» могла устроить форменное воспаление мозга. Зато политики в ненависти к России договорились до предложения начать отмечать День Победы 8 мая, как, мол, это делает Запад. Тогда бы и страну надо ввести в другой часовой пояс, поскольку акт о капитуляции Германии подписывался, когда в Европе было 8 мая, а в европейской части СССР уже был следующий день – т.е. 9 мая. Но против географии не попрешь.
И в Армении он какой-то немного размытый стал получаться. Взятие Шуши – это, конечно, ключевое событие в карабахской войне, и планировалось, доводилось такое читать – специально к 9 мая. Однако лучше его каким-то образом выделить (как – не знаю) в отдельную «статью» и не «накладывать» на победу наших дедов и отцов над фашизмом.
Любящие пышные торжества президенты мусульманских стран СНГ почему-то именно 9 мая отмечают скромно. Да – с подарками немногочисленным ветеранам, да – с программными выступлениями… Но такое ощущение, что как-то нехотя.
В общем невесело получается с Великим Праздником Победы. А ведь это общая победа в нашей некогда общей истории. И от истории не уйти. И ее не надо чураться, а тем более пытаться замазать или переписать. Она этого не терпит и преподает больные уроки.