Между Москвой и Вашингтоном произошла словесная перепалка. По мнению российских американистов, каких-либо серьезных последствий она иметь не будет, но и хорошего в ней мало. «Последствий не будет, потому что выпад в адрес России, к тому же некомпетентный, позволил себе сенатор-республиканец Джон Маккейн, известный своей «любовью» к Москве. К тому же он на этот раз оказался неоригинален, и всего лишь чуть ли не слово в слово повторил глупости, которые несколько дней назад изрекал один из журналистов телеканала «Фокс». А ничего хорошего в том нет, потому что, как ни крути, а Маккейн – выразитель интересов и настроений немалой части американского общества. Также как он сам, не способной изменить собственные воззрения, уходящие в эпоху «холодной войны»», – сказал корр. «168 часов» один из них.
Итак, в воскресенье сенатор от Аризоны Джон Маккейн в интервью телеканалу CBS сделал попытку проанализировать события в Северной Африке, и с прямотой военного человека, а он как известно ветеран войны во Вьетнаме, наговорил всяко разных «прогнозов», которые более напоминают его, маккейнову мечту, чем подобают политику-тяжеловесу, экс-кандидату в президенты США.
Маккейн предрек: свержение правительства в Египте с большой вероятностью вызовет аналогичные движения по всему миру. Вроде сенатор оказался прав – к полосе нестабильности Северной Африки и Ближнего Востока добавился Иран. Одновременно он предупредил лидеров Китая и России, что их власть в свете последних событий становится менее твердой. «Я не думаю, что это ограничится Ближним Востоком, ровно так же как мы полагаем, что права человека – это универсальная ценность… Это – ветры перемен, и я бы на месте Владимира Путина был бы уже не столь спокоен в Кремле со своими друзьями по КГБ… И был бы менее уверен в том, что ничего не случится, будь я и на месте председателя Китая Ху Цзиньтао и тех нескольких лиц, которые управляют и определяют судьбу миллиарда человек», – пригрозил Маккейн. Правда, при этом пожилой сенатор признал, что не в состоянии определить, до какой степени египетская революция скажется на остальном Ближнем Востоке, но сказал, что похожие события могут разыграться и в соседних странах. «Египетские граждане образованны и достаточно умны. Это… не такая страна как Йемен, где существуют глубокие контрасты, – сказал Маккейн. – Сирийцы и иранцы, очевидно, будут более жесткими, если в их стране начнутся такие акции протеста, и иранцам надо дать понять, что их гражданам надо дать право на мирные демонстрации, пусть будет демократия в Сирии, в Иране и в других странах, которые не то что не являются нашими друзьями, но, наоборот, скорее наши враги».
Поделив мир на друзей и врагов, и пригрозив последним, Маккейн не успокоился и выразил радость революцией в Египте, а также ее возможным распространением по всему миру в угоду демократическим ценностям. Конечно, принимая за чистую монету подобные суждения, можно подумать, что чем больше волнений, митингов, революций, насильственных изменений общественно-политического строя, тем сильнее становится мировая демократия – крепнет, наращивает мышцы, приобретая не соответствующие нежному звучанию слова «демократия» атлетические очертания. Другое дело, что подобные пожелания перемен от США, направлены, как правило, в адрес тех государств, режимов и лидеров, которые по той или иной причине просто не устраивают Вашингтон. Так на днях в одном из влиятельных американских журналов был приведен список «диктаторов», обреченных в самом скором времени. В списке оказались два президента постсоветского пространства – белорусский Александр Лукашенко и таджикский Эмомали Рахмон. Причины, по которым должны пасть эти режимы следующие: длительное правление страной, отсутствие свободы слова, подавленное состояние оппозиции. Не надо ходить далеко, достаточно посмотреть на соседние с Таджикистаном страны, чтобы убедиться в том, что там положение еще хуже. Однако эти государства в «черный список» не вошли. Почему? Ответ на поверхности – они обладают серьезными запасами нефти и газа, в которых заинтересована Америка, а пот ому и портить отношения с ними не желает. Впрочем, двойные стандарты, по которым США действуют в мире общеизвестны и нет смысла еще раз обращаться к ним.
Что же официальная Москва в ответ сенатору Джону Маккейну? Пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков, высказав уважение сенатору, выразил сожаление его «эмоциональными некомпетентными оценками». «Начнем с того, что Путин давно не сидит в Кремле, тем более с друзьями из КГБ, а уже несколько лет работает главой российского правительства», – сказал он.
«Судя по риторике сенатора, еще в его бытность кандидатом в президенты США, он явно не относится к поклонникам России. Но, несмотря на это, мы будем рады предоставить господину Маккейну исчерпывающую информацию и о том, как живет сегодня Россия, и о том, как работает правительство России, возглавляемое Владимиром Путиным», – подчеркнул пресс-секретарь и добил «выстрелом»: «Мы руководствуемся тем, что позиция официальной администрации США в отношении правительства России в корне отличается от позиции сенатора».