Между Москвой и Лондоном, не так давно «обменявшимися» группой разведчиков, назревает новый скандал. В понедельник российские органы не разрешили въехать в Москву корреспонденту лондонской газеты «Гардиан» Люку Хардингу. Журналист, работающий в российской столице, в понедельник прибыл в аэропорт «Домодедово», но паспортный контроль пройти ему не удалось. Без объяснения причин ему вернули документы и объявили, что въезд в Россию ему закрыт. После чего первым же подходящим бортом Люк Хардинг был выдворен обратно в Великобританию.
В тот же день глава МИД Вильям Хейг Королевства причину выдворения работника популярного издания пытался выяснить в телефонном разговоре с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Однако по сообщению британских интернет-изданий, вынужден был довольствоваться обещанием российского коллеги изучить ситуацию. «Мы находимся в контакте с российскими коллегами для получения пояснений и ждем ответа», – цитируют британские электронные СМИ позицию своего внешнеполитического ведомства. Само «обиженное» российскими пограничниками издание также ждет подробных пояснений, не удовлетворяясь ответом Хардингу дежурного на пропускном пункте: «Для вас Россия закрыт». В редакционной статье «Гардиан» на эту тему подчеркивается, что Люк Хардинг стал первым журналистом, который был выслан из России с момента окончания «холодной войны». Однако вряд ли сам Хардинг, которого, по его же словам, в Москве ожидают неотложные дела, может быть рад подобной славе ли рекламе «первопроходца».
Между тем, как стало известно корр. «168 часов», история с Люком Хардингом может оказаться не последней – в формате усиления контроля в вопросах пересечения российской границы аналогичные меры могут быть предприняты в отношении других представителей зарубежных СМИ. Высокопоставленный представитель правоохранительных органов не стал пояснять, с чем конкретно связан «режим ужесточения», но из его слов можно предположить, что ноги растут из недавнего взрыва в аэропорту Домодедово. Никакой прямой связи при этом пока нет – во всяком случае, ни в какой из звучавших версий теракта не говорилось, что к нему могут быть причастны иностранцы.
В пограничной службе ФСБ, запретившей въезд в Россию Люку Хардингу, не стали комментировать причину запрета. «Мы это оставляем без комментариев… Иностранному гражданину может быть отказано во въезде в РФ без объяснения причин», – заявил журналистам официальный представитель этой организации. А Федеральная миграционная служба (ФМС) России от скандала попросту открестилась, объявив, что ФМС ни малейшего отношения к произошедшему не имеет.
Небезынтересной представляется версии депортации из России Люка Хардинга, блуждающая в журналистских кругах. Один из коллег, хорошо знавший его, подозревает, что причина заключается в причастности Хардинга к публикации в «Гардиан» материалов скандального WikiLeaks, которые касаются руководства России, представителей политического истеблишмента и бизнес-кругов. Он считает, что налицо банальная месть со стороны определенных российских кругов, и ничего более.
Зато глава московской Хельсинской группы (МХГ) Людмила Алексеева высылку Хардинга назвала «давлением на свободу слова». «Это и удар по имиджу страны. Сами хотим в ВТО, Европу и одновременно высылаем журналистов… Он, что, шпион? Пусть объяснят. Но ничего не объясняют», – сказала Алексеева. Впрочем, к эмоциям Алексеевой не привыкать.
Другой правозащитник – президент «Фонда защиты гласности» Алексей Симонов полагает, что инцидент может иметь политическую подоплеку. «Мы не располагаем информацией о том, почему именно журналиста не пустили в Россию. Сложно даже строить какие-то предположения. Я допускаю, что ситуация может быть неоднозначной, хотя на 99% я уверен в том, что никакого отношения к чему-нибудь другому, кроме как к политике, это не имеет», – заявил Симонов журналистам. По его мнению, произошедшее может получить сильный резонанс, но вряд ли стоит ожидать аналогичных мер со стороны британских властей в отношении работающих в Королевстве российских журналистов.