– При вступлении в Совет Европы Азербайджан взял на себя обязательства в области изменения национального законодательства, мирного урегулирования Карабахского конфликта, в области демократических свобод и прав человека. Прошло 8 лет, в каких именно из перечисленных направлений в большей степени не выполнены эти обязательства, и с чем это связано?
– Обязательства Азербайджана в сфере обеспечения прав человека и основных свобод продолжают регулярно нарушаться. Правда, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод дает возможность во многих случаях обращаться в Европейский Суд по правам
человека в Страсбурге. Однако, это право используется, на мой взгляд, все еще редко ввиду низкой правовой культуры граждан и многих адвокатов. Кроме того, рассмотрение дел в Европейском Суде по правам человека занимает довольно долгое время. Тем не менее, уже состоявшиеся решения этого органа начали положительно влиять не безобразную практику азербайджанских судов. К сожалению, не видно политической воли, направленной на улучшение обстановки в этой сфере. Хотя в последние годы судейский корпус значительно пополнился и обновился, нельзя сказать, что улучшилось его качество, скорее наоборот. Когда мы говорим о правах человека, необходимо учитывать, что люди, чьи права, ущемляются из-за их политических убеждений, пользуются значительной поддержкой со стороны правозащитных организаций. Но все же, количество таких людей крайне незначительно в сравнении с количеством тех, чьи права ущемляются вследствие передела собственности, коррумпированности чиновничьего аппарата и многих судей. Такие люди, особенно когда они лишены серьезной юридической поддержки, остаются практически беззащитными перед лицом произвола со стороны госаппарата, а иногда просто отдельных «могучих персон». Для ограничения произвола, необходимы демократически избранные органы
власти. Однако, начиная с 1991 г. результаты выборов в Азербайджане фальсифицируются. На мой взгляд, единственный случай, когда их итоги не вызывали сомнения, имел место в 1993 г. – когда победа Гейдара Алиева не вызвала сомнений у абсолютного большинства серьезных наблюдателей и экспертов. Но даже тогда действительные результаты были непомерно
повышены.
– Влияет ли Карабахский конфликт на процесс демократизации в Армении и Азербайджане?
– Безусловно, нерешенность Карабахской проблемы влияет на демократизацию страны, но истинная степень ее влияния гораздо менее значительна, чем декларируют власти.
– Международные организации, в частности Совет Европы, указывают на наличие в Азербайджане политически мотивированных арестов, а также пыток и других незаконных методов воздействия на задержанных. Были ли случаи привлечения к уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов за эти действия?
– В последние годы я не слышал о случаях привлечения к уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов за применение пыток. Даже после решения Европейского Суда по жалобе Сардара Джалалоглы, когда факт пыток был установлен в Страсбурге, Прокуратура Республики уклоняется от возбуждения уголовного дела в отношении виновных.
– К основополагающим демократическим свободам относится свобода слова. В Азербайджане гарантирована свобода слова? С какими проблемами сталкиваются неподконтрольные властям СМИ и журналисты?
– Основная проблема независимых журналистов Азербайджана – это, во-первых, отсутствие достаточных финансов, во-вторых, предвзятость судей, рассматривающих иски о защите чести и достоинства.
– Совершенен ли механизм воздействия на наши страны у Совета Европы? Не являются ли резолюции этой организации просто бумагами, которые наши власти игнорируют?
– Власти нашли способы общения со структурами Совета Европы, которые позволяют нивелировать значение различных резолюций о невыполнении Азербайджаном своих международно-правовых обязательств. Например, коррупция ныне охватывает все сферы жизнедеятельности государственных органов Азербайджана и жителей нашей страны. Хотя по обязательствам перед СЕ в последние годы в Азербайджане приняты многие законодательные акты в этой сфере, в частности, закон о борьбе с коррупцией, изменен и дополнен закон о государственной службе, но, к сожалению, они носят в общем-то декоративный характер и создают видимость борьбы с этим явлением. Однако, думаю, что властям не удастся воздействовать на самый важный орган Совета Европы – Европейский Суд по правам человека так, чтобы как-то повлиять на содержание решений этого суда.