Чем ближе референдум по изменению Конституции, тем очевидней становится, что этот организуемый среди населения опрос является, в сущности, чисто политическим мероприятием и не имеет ничего общего с государственным строительством. Я придерживаюсь этого мнения, поскольку как власти, так и оппозиции (несмотря на все усилия объединиться, в самые важные моменты всегда выступает во множественном числе) преследуют больше цели политического доверия и в гораздо меньшей степени – правовые.
Оппозиции говорят, что референдум – испытание для действующих властей и что он покажет, доверяет народ им народ или нет? А власти, хотя и понимают, что в случае «нет» все равно не уйдут, всячески стремятся сказанное народом «да» конституционным изменениям представить как вотум доверия.
Почему так? Мировое сообщество вкупе со всеми своими структурами устало иметь дело с нелегитимными властями Армении – ему это надоело. В конце концов, существуют некие правила и каноны, и как ни пытайся закрыть на них глаза, шило откуда-то да вылезет. Так же надоело мировому сообществу вкупе со всеми ему структурами ждать от столь же нелегитимной оппозиции, что оно сделает нечто розовое, оранжевое или что-то наподобие. И чтобы маленькая по размерам, но достаточно важная по своему значению наша южнокавказская страна не превратилась в пустое место, они инициировали и продвигают вперед процесс под названием «конституционные реформы», единственная цель которого – подгримировать власти Армении. Другого выхода нет. До президентских выборов еще два года, а до того предстоит решить еще столько проблем! Тут и расширение круга соседей, и разрешение конфликтов, и обеспечение на Южном Кавказе безопасности и стабильности или, что то же, гарантирование безопасности проходящей через соседей нефтяной трубы…
Как может в этих условиях мировое сообщество иметь дело с властями, не пользующимися доверием народа? Как может обсуждать вопросы разрешения конфликтов с теми, кто станет очень честным, если прижмет, и скажет: да, я согласен, но мое согласие ничего не стоит?.. А поскольку и наши оппозиции в силах вывести на улицы от силы 2000 человек, то мировое согласие подошло ко всему этому исходя из древнего мудрого принципа «используй то, что есть под рукой». А значит, остается с помощью фокуса под названием «конституционные реформы» легтимизировать то, что легитимизации вообще-то не подлежит.
Если внимательно изучить все возможные пути легитимизации нелегитимизируемого, то сразу же станет ясно, что иного способа, кроме конституционных реформ, просто нет. В Армении нет нефти и даже никакого нефтепровода не проходит по ее территории, чтобы всухую легитимизировать вчистую или хотя бы закрыть на это глаза, как в случае с Алиевым. Остается только так называемый путь конституционных реформ, который является прозрачным намеком лукашенкам и среднеазиатским диктаторам: видите, мол, конституционный путь не исчерпан (радуйся, оппозиция!), и если вы согласитесь на наши правила игры, то сможете цивилизованным образом избежать всяких цветных революций, а заодно и улучшить благосостояние народа, ничуть себя не утруждая!
Все это прекрасно поняли власти. Но вот поняли ли оппозиции, поднимающие на щит вопрос доверия? Осознают ли, что «да», полученное если не мытьем, то катаньем и при стыдливо прикрытых глазах мирового сообщества, станет их бесспорной смерть? Знают ли они, что «нет» стол маловероятно, что его даже не стоило вписывать в бюллетень? Знают ли, что конституционная монархия в Армении – уже почти что реальность? Знают, конечно, знают, но – не искренни.
Знают, но агитируют за «нет» вместо того, чтобы сказать народу: не ходите голосовать! Не говорят, потому что неучастие зафиксирует, что и они, и власти оказались в положении вне игры. Неучастие очистит поле, где никто уже не сможет встать и сказать, что это 2005-й год, а не 2003-й, и что их не 2000 человек, а все 200 тысяч. Неучастие станет концом и началом. Новым началом, чистой страницей, на которой не будет места людям, вылезшим благодаря кулакам, деньгам или глотке.
Вырванное 27-го ноября «да» в результате справедливого или несправедливого, прозрачного или непроглядного референдума на белом коне привезет нам совершенно легитимные власти. А потом Кондолиза Райс положит в конверт кратенькое послание Джорджа Буша «Поздравляю! В следующем году – в Вашингтоне» и пошлет его в Армению. Следующее письмо будет из Европы: «Озабочены судьбой невинных адвокатов». И независимый уже от исполнительной власти суд после кропотливого изучения всех обстоятельств убийства освободит избранного, но подавшего в отставку мэра Нор Аджна.
И в розово-оранжевой мгле наступит утро древнего народа.