Памятник победы

15/05/2007 Армен БАГДАСАРЯН

Празднование 9 мая из года в год становится более помпезным. Удивительно: чем меньше наши успехи в переговорном процессе по урегулированию Карабахской проблемы, тем помпезнее отмечается одержанная в карабахской войне победа. Военный парад, торжественные собрания, праздничные концерты, фейерверк…И,что самое главное, высокопарные слова о том, что это победа всего армянского народа, и победили мы все. В день освобождения Шуши многие из нас убежали в Россию или продавали на улицах Еревана бензин, но мы говорим, что победили все вместе и правильно делаем. Другое дело, что эта победа имеет реальных “авторов”. Левон Тер-Петросян – как главнокомандующий ВС Армении, Вазген Саркисян – как командующий объединенными ВС, Самвел Бабаян – как командующий Карабахской армией, и тысячи солдат, командиров, известных и неизвестных генералов. Сколько из них были приглашены на празднование (хотя бы формально), неизвестно, однако не стоит удивляться: так принято во всем мире – списки героев всегда редактируются.

Нас беспокоит другое.

Освобождение Шуши преследовало конкретные цели: “ближайшие” и “перспективные”. Ближайшей целью было освобождение Степанакерта от постоянных обстрелов и открытие дороги в Армению. Перспективной задачей было освобождение старейшего города Карабаха и превращение его в цветущий армянский город. Первой цели мы добились. А вот вторую задачу мы не можем решить уже 15 лет. Сегодня в Шуши проживает столько же людей, сколько через год-два после освобождения, а часть города осталась в том же виде, в каком она была через день после освобождения – 10 мая 1992 года. Создается впечатление, что время здесь остановилось.

Сегодняшний Шуши – символ победы, идея сплочения нации, словом, все, что угодно, но не город. Мы – народ, почитающий символы и памятники, и как это ни грубо прозвучит, относимся к Шуши почти так же, как к памяти усопших. В годовщину их смерти мы приходим к их могилам, возлагаем цветы, произносим пламенные речи и уходим, чтобы вновь вернуться через год. Потому сегодня Шуши напоминает вымерший город, который воскресает ежегодно 9 мая. Это, кстати, не только проблема Шуши, вымирает также центр Еревана. Посмотрите в темное время суток на новостройки в центре города: там горят единичные огни. Потому что армяне диаспоры и местные богачи “тем не менее” покупают в этих зданиях квартиры, но не проживают в них. Просто так, во имя идеи “Духовной Родины”. А духовной родине не нужны элементарные бытовые условия. Нужна мало-мальски благоустроенная гостиница, и чтобы двор церкви обязательно был асфальтирован.

В Шуши эти условия обеспечены. Потому со временем число туристов растет, а количество населения уменьшается.

Каждый раз, возвращаясь к этой проблеме, возникает вопрос о необходимости государственной программы развития Шуши. Уверяю вас, если все программы развития Шуши разложить на улицах этого города, образуется слой в несколько сантиметров. Значит, проблема не в программах. Необходимо изменить подходы. Надо не посещать Шуши собранными с разных концов света группами молодых людей и не проводить там символическую “свадьбу в горах”, а сделать так, чтобы там праздновались реальные свадьбы. А это, повторюсь, проблема не только Шуши и Карабаха, а всей Армении. То же самое происходит в Армении: из года в год количество туристов растет, а населения – уменьшается. Армяне диаспоры приобретают недвижимость на “Духовной Родине”, а местная молодеждь не может создать семью, поскольку установленным в республике уровнем средней зарплаты они не можут купить одокомнатную квартиру в течение 40 лет. Потому мы организовываем хороводы. Туристам это нравится.