– Господин Багратян, почему “Свобода” не принимает участия в выборах?
– В условиях недостаточности средст участие в выборах в аспекте оппозиции возможно лишь ввиде объединенной оппозиции. К сожалению, этого не случилось. Оппозиция пошла на выборы в 4 раза более разрозненно, чем власть. Участие в выборах в подобном аспекте означало бы еще большее распыление голосов. Чтобы не стать предметом спекуляций, отмечу, что все партии, обратившиеся к нам по этому вопросу получили наше согласие. Мы были готовы сотрудничать в любом формате. К сожалению, в оппозиции слишком много тех, кому кажется, что народ в своих снах видит только их.
– Как вы оцениваете предвыборную кампанию?
– Я уже говорил, что предстоящие выборы предоставят властям меньше забот, чем выборы 2003 года. Прежде всего, провластное крыло менее разрозненно, чем оппозиция, Во-вторых, новшество нынешних выборов в том, что провластные силы стали самыми крупными работодателями. В настоящее время мы проводим скурпулезный мониторинг для анализа степени централизации экономики. В настоящее время 8% ВНП контролирует одна семья, две семьи – 12%, 10 семей – 16% и 44 семьи – 55%. По уровню централизации богатства Армения опередила Украину в 3,3 раза, Россию – в 5,4 раза, США – в 16 раз. Понимаете, если указанные 44 семьи договариваются о разделении государственной власти, против этого трудно бороться. Свободными в экономике оказались 45%, 26% которых составляют крестьянство, торговля и мелкие сферы услуг, 15% – это Россия и остальные 4% – западный капитал. То есть, сегодняшняя власть воздействует на избирателей не только административным ресурсом, но и как работодатель. Иначе говоря, в нынешних выборах присутствует качественно новое явление: работники избирают работодателей.
– Но ведь во всех странах работники в какой-то степени избирают работодателей?
– Верно. Однако в нашем случае есть две особенности. Прежде всего, все работодатели имеют также политическую власть (администрация+пправительство+парламент). Везде собственность слилась с политикой. Второе, как отмечалось, степень централизации слишком высока. К сожалению, у нас несколько десятков работодателей вместо нескольких сотен. Если так продолжится еще года четыре, нам лучше вместо выборов производить поправки в Конституцию и перейти на систему передачи власти по наследству.
– Чем вы можете объяснить лидерство Республиканской партии и Баргавач Айастан в провластном крыле. Значит ли это, что они самые крупные работодатели?
– По большому счету, да. Хотя представляющие власть другие две партии – ОТП и АРФД, также крупные работодатели. Работодатели РПА не столь консолидированы, как в БА. В плане последней есть, хотя бы для них, хоризматичный лидер. В этом аспекте, конечно, создание БА спроецировано властью.
– Что вы можете сказать об экономических моментах партийных программ как специалист?
– Я успел ознакомиться почти со всеми программами. Сразу отмечу, что по сравнению с прошлыми, во всех них заметен качественный рост. Несомненно, здесь в особо выгодном положении оказались провластные партии, которые участвовали в государственном управлении. Оппозиция также представляет довольно серьезные предложения.
– Не кажется ли вам, что некий популизм душит все?
– Без этого не обойтись. Мы являемся свидетелями безграничности обещаний по подъему размеров пенсий, зарплат, бюджетных источников. Некоторые партии иногда переходят границы. К примеру, одна из них обещает поднять доходы бюджета до 800 млн долларов уже в 2008 году. Если подобные обещания делаются без роста, я должен отметить, что сегодня в Армении теоретически возможно собрать в бюджет 24% ВНП. В условиях действующего у нас налогового законодательства, это и есть лимит налоговой нагрузки. То есть, в лучшем случае доходы бюджета в течение года можно увеличить на 480 млн долларв ( без учета курса и инфляции). Другой пример. Говорят о размере пенсий 30-40 тысяч драм. Ложь. Для этого, прежде всего, сборы в пенсионном фонде необходимо довести почти до уровня бюджета – около 300 млрд драм. Это невозможно. Во-вторых, сегодня в пенсионный возраст входят родившиеся после Великой Отечественной войны, а в послевоенный период рождаемость была высока. Это означает рост количества пенсионеров среди населения. В этом плане можно будет приветствовать, если рост пенсий в ближайшие годы компенсирует снижение роста и возможную инфляцию. Вместо подобных глупостей лучше бы говорили о переходе на систему частных пенсий, что позволяло бы человеку самому определять размер своей будущей пенсии.
– Как вы поступите в данном аспекте как партия “Свобода” и как простой избиратель?
– Не будучи в непосредственной борьбе, я сделаю все возможное, чтобы мои сторонники победили. Я отдаю предпочтение тем силам, которые выступают с программой серьезных политических реформ, каковыми являются “Республика”, АОД и “Импичмент”. Оппозиционность этих партий является гарантией сохранения толеранстности в Армении. Возможно, еще несколько партий могут оказаться на этом поле в ходе предвыборной борьбы. Что касается нашей партии, то мы примем подобное решение чуть позже.