Общественная организация “Продуктивная политика и исследования” занимается известным “Exit Poll”-ом -исходящими опросами. Эта организация была создана в 2005 году за несколько месяцев до референдума по Конституции, а первым серьезным “Exit Poll”-ом для нее был именно референдум. В настоящее время она готовится к своему второму серьезному испытанию – парламентским выборам. По словам председателя организации Амазаспа Даниеляна, 12 мая сотрудники “Продуктивной политики и исследований” побывают на всех 41 избарательных участках и проведут опрос среди уже проголосовавших избирателей, кому они отдали свой голос. В США и других странах“Exit Poll” считается общественной ЦИК, которая подсчитывает, на каком участке какая политическая сила получает какой процент голосов избирателей. В отличие от ЦИК, которая располагает подобными данными лишь после закрытия избирательных участков, “Exit Poll” получает их непосредственно после голосования. Напомним, что именно благодаря такому “исходящему опросу” на Украине произошла так называемая “оранжевая революция”.
– Можете ли вы сказать, насколько данные вашего “исходящего опроса” соответствуют реальности, исходя из опыта подобного опроса во время референдума.
– “Exit Poll” для Армении – нонсенс, потому большинство граждан, (даже тех, кто интересуется политикой), имеют приблизительное понятие о том, что это такое и какие цели преследует. Потому очень важно, чтобы люди имели о нем понятие. В ближайшее время мы подготовим видеоролики, которые задолго до выборов расскажут наслению об “Exit Poll”-е, поскольку он преследует цель сотрудничества граждан с нами. Иначе он не имеет смысла. Да, в Армении это несколько рискованно: возможно, граждане не доверят нам, тем более, что ситуация очень напряженная. Кроме того, наша страна мала, и велика вероятность, что люди ответят не совсем искренне. Во время референдума “Exit Poll” был осуществлен среди небольшого количества людей. На этот раз мы выбираем людской ресурс в два раза больше, а насколько велик выбор, настолько верны возможности реальности результатов. На этих выборах мы проведем “Exit Poll” лишь в отношении пропорциональной системы. Результаты референдума воодушевляют нас, поскольку наши результаты не намного отличались от официальных. Другое дело, что в отношении официальных данных прозвучали различние замечания со стороны различных политических сил.
– Вы побываете на всех участках.
– Мы побываем в 41 округе, на всех участках побывать не успеем. Скажем, мы посетим 3 участка из десяти в одном округе.
– Может случиться, что из-за нехватки людских ресурсов вы охватите в“Exit Poll”-е представителей различных политических сил.
– Нет, для нас очень важна беспартийность. Мы придаем большое значение непредвзятости. Наша основная группа будет сформирована из социологов и студентов смежных специальностей. Очень интересно, какими будут результаты этого голосования, и насколько результаты нашего опроса будут отличаться от данных ЦИК. Эти люди должны выявить прозрачные результаты, чтобы разъяснить и показать нашему обществу преследуемую нами цель.
– Проводили ли вы какие-либо опросы среди населения до выборов, или вы занимаетесь лишь “Exit Poll”-ом.
– “Exit Poll”, конечно, принадлежит к классу социологических опросов, однако у него есть особенность, которая заключается в том, что мы опрашиваем уже проголосовавших граждан. Кроме того, в последнее время столько организаций – провластных и противовластных- провели многочисленные опросы, и люди настолько устали от них, что мы не получили бы желаемого результата. Наша цель – исходящий опрос.
– Сегодня в Армении не верят социологам, различным проводящим подобные опросы людям. Одних называют “продажными”, других “рисовальщиками”. Не боитесь, что после опубликования результатов вы также удостоитесь подобного ярлыка.
– Проблема в том, что наша инициатива также рискованна. Мы не можем прогнозировать, наши прогнозы прозвучат лишь после выборов. Мы готовы к подобным атакам, поскольку армянская действительность последних лет показывает, что нет политической силы, которая не поставила бы итоги под сомнение. Мы профессионально проведем свою работу, которая в других странах имела успех. Я верю, что нам это удастся, но если даже не удастся, все равно когда-нибудь “Exit Poll” должен был прийти в Армению. Однажды наши политические силы должны осознать, что нельзя на глаз определить количество отданных за них голосов. Нам важно по возможности точно узнать о результатах выборов, чтобы та же ЦИК не могла манипулировать. Мы пользуемся принятым, приемлемым методом. Пусть партии осуществят подобный опрос и проверят результаты. Когда мы анализируем цифры, приводимые партиями в качестве их членов, оказывается, что в Армении нет такого количества совершеннолетних граждан. Потому мы готовы, что какую-то политическую силу не удовлетворят наши результаты, но это их проблемы, потому что мы будем работать по совести и со всей ответственностью.