“С вступлением на должность в “Мика-цементе” в 2002 году я непосредственно создала систему управления”, – говорит генеральный директор предприятия Наира Мартиросян. Вместе с директором обходим территорию завода и видим, как должен руководитель относиться к имуществу завода. По чистоте и порядку в цехах можно судить, что вложены огромные суммы. Надеемся, что сделано это на собственные средства, и это никак не отразилось на себестоимости продукции. Наира Мартиросян относится к тем немногим женщинам, которые накопили огромный опыт работы на произодстве. Потому интересно узнать ее мнение относительно перспективы производственных единиц Армении.
– В Армении в первую очередь должны работать те производства, продукция которых пользуется спросом на внутреннем рынке, лишь потом можно будет думать об экспорте. В последние годы наблюдается рост производства строительных материалов, что обусловлено требованием рынка. К примеру, с 2002 года “Мика-цемент” увеличила свое производство в 2,5 раза, что составляет 35-40% бывшых мощностей. В условиях закрытого рынка это можно считать большим достижением. Объемы производства увеличились за счет экспорта иранского и грузинского рынков. На этих рынках ожидается повышение спроса на 50%.
– Еще в советские времена местный цемент по своим качественным показателям мог конкурировать с европейской продукцией. Есть ли у вас препятствия для экспорта в Европу.
– Наша продукция пользуется большим спросом и в Европе. В настоящее время мы получаем письма с заказами на 100-200 тонн цемента. Однако у нас нет дорог для вывоза. Для перепрвки грузов через грузинские Батуми и Поти нам необходимо арендовать помещения для складирования, затем для погрузки на лайнеры груз требуется упаковать, и все это значительно увеличивает себестоимость товара. Переброска 1 тонны цемента из Айрума в Поти обходится нам в 30-32 драма, а переправка по морю относится к самому дорогому виду транспортировки. Фактически, после поступления на место наша продукция может потерять конкурентоспособность.
– Есть ли у вас опыт транспортировки в Россию.
– Продукция завода экспортировалась в страны региона и в прошлом. Для экспорта в Россию мы также должны воспользоваться морем. А в Новороссийске, который считается морскими воротами России, работают несколько цементных заводов. Переправка по автомобильным дорогам также повышает себестоимость товара.
– В 2002 году значительно повысилась цена на местный цемент. Чем был обусловлен подобный пересмотр цен, если в стране не было повышения цен на энергоносители.
– В советские времена Разданский цементный завод не был предназначен для производства цемента, а работал как химическйи комбинат. В последствии он был модернизирован в цементный завод, который постоянно требует инвестиций, что влияет на стоимость продукции. Кроме того, повысилась цена на сырье, используемое в производстве цемента, который в основном ввозится. Повысилась цена на газ, Если раньше за 1000 куб. метров газа мы платили 79 долларов, то в 2004 году цена повысилась до 94,5 долларов, а с января нынешнего года – до 101 доллара. Подорожали также запчасти. Стоимость железа, используемого в производстве, повысилась в 2,5 раза.
– Почти все производства Армении работают по старым технологиям. Может, внедрение новых технологий приведет к понижению цен на продукцию. Что вы собираетесь делать через три года, когда государство больше не станет субсидировать увеличенную стоимость газа.
– Если бы государство не вмешалось, цена на цемент индексировалась ба стоимостью газа. Здесь проблема в другом: есть ли потребность в производстве и рынки, которые которые оправдают подобные крупные инвестиции. Очевидно, новые технологии работают в режиме экономии энергии, кроме того, при наличии подобной аппаратуры мы могли бы работать с половиной имеющихся у нас людских ресурсов. По старым технологиям у нас работают 900 работников со среднемесячной зарплатой 75.000 драм. Мы работаем открытым способом производства цемента, а новые технологии потребуют перейти на сухой способ. В настояще время мы ведем переговоры об инвестициях с с 2-3 организациями. Мы не считаем большие вложения рискованными, поскольку рано или поздно нам придется перейти на новые технологии.
– Пользуетель ли вы в производственных процессах предложениями местных научно-исследовательских институтов.
– Я не получала таких предложений. В целом, международный опыт производства цемента шагнул далеко вперед, и пока надо внедрять имеющийся опыт. Мы сотрудничаем с Чаренцаванским “Станкостроительным”, “Приборостроительным” заводами, однако у них нет соответсвующего производственного потенциала. Из двух производственных линий нашего завода работает лишь одна. Для пуска в производство второй линии потребуется 10-15 млн евро. А для перехода на сухое производство необходимо 150-200 млн евро. Но нашлись организации, которые готовы сотрудничать с нами.
– Считаете ли вы соперником Араратский цементный завод. А аспекте цен, очевидно, имеется соглашение.
– У нас нет проблемы конкуренции. Потребность рынка велика, продукция обоих заводов реализуется. “Арарат-цемент” работает по сухой технологии, мы – по открытой. У нас больше затрат на производство, однако повышение цен не имеет смысла. Мы не стремимся к высокой прибыли, стараемся увеличить производство. Наше население пока не готово приобретать цемент по европейским ценам. Однако если цены на газ в Армении достигнут мировых, неизбежно повышение цен не только на цемент, но и на другие виды товаров.
– Какова мировая цена на цемент.
– Разная. К примеру, в Англии тонна цемента стоит 250-300 долларов.
– Увеличились природоохранные штрафы для производственных предприятий. Производители ли вы чистку и фильтрацию выбросов и опасных отбросов производства.
– Мы пока не подвергались природоохранным штрафам. Выбросы в производстве цемента всегда неизбежны. Вопрос в их количестве. Поскольку Цахкадзор является зоной отдыха, мы вложили 6 млн долларов для модернизации системы фильтрации. В настоящее время на выделенные правительством Дании 4 млн евро мы должны заменить некоторые приборы, что способствует уменьшению выбросов. А вода используется в производстве для охлаждения приборов. У нас нет опасности загрязнения воды. Мы готовимся использовать воду закрытым циклом, что приведет к снижению затрат.