Не секрет, что хозяйствующие объекты всегда недовольны налоговой службой, а налоговая – хозяйствующими объектами. Предприниматели недовольны тарифами, коррупцией, частыми поправками в законах, в результате которых они оказываются перед фактом.
А налоговая доказывает, что она все делает правильно, о поправках в законах своевременно оповещается, и если хозяйствующие объекты не следят за официальными сообщениями, им незачем жаловаться.
На этот раз недовольство касалось обязательных соцвзносов. Недовольство выразили работающие по упрощенному налогооблажению, занятые торговлей предприниматели.
Итак, упрощенное налогооблажение для них заменено НДС и подоходным налогом. Предприниматели платят по этому налогу 3,5% общего товарооборота (речь идет о занимающихся торговлей). Кроме того, частные предприниматели платили также обязательные соцвзносы 5000 драм и чуть больше.
При сдаче годовых отчетов за 2006 год они вдруг обнаружили, что имеют по части социальных взносов огромные обязательства, которые в некоторых случаях превосходили 1000 долларов. Это в том случае, когда размеры их годовых соцвзносов колебались в пределах 60 тысяч драм.
Дело в том, что в конце 2005 года были внесены поправки в закон РА “Об упрощенном налоге”, где, в частности, говорится: “Выплачивающие упрощенный налог производят социальные взносы по общему порядку, установленному законом РА “Об обязательных социальных взносах”.
А общий порядок устанавливается 4-ой статьей этого закона, согласно которой объектом расчета социальных взносов частных предпринимателей являются годовые доходы после перерасчета, установленного законом “О подоходном налоге”.
В то же время, в конце 2005 года были внесены изменения также в закон о соцвзносах: были установлены новые тарифы. Эти поправки вошли в силу с 1 января 2006 года.
Чтобы было понятно, приведем пример. Частный предприниматель Погос занимается торговлей. Ежедневно он показывает выручку в 20000 драм. В месяц это составляет 600.000 драм. Ежемесячно он выплачивает 5000 драм по линии соцстраха. Затем Погосу предъявляется вопрос, какие затраты он произвел по документам. Для Погоса – это объем товара, который он закупил, чтобы перепродать с маленькой надбавкой. Однако проблема в том, что у Погоса нет документов, поскольку он не взял их при покупке товаров. А поскольку документов нет, то 600000 драм не могут быть уменьшены, и все это считается чистой прибылью. А соцвзносы от этой суммы превышают за год 500 тысяч драм.
В государственной Налоговой службе не отрицают, что эта проблема существует, и частные предприниматели оказались в затруднительном положении. Однако уверены, что произошло это именно по их вине.
По словам замначальника ГНС Армена Алавердяна, “ввод в действие закона в 2006 году был обусловлен тем, чтобы частные предприниматели знали, что единственное условие выплаты малых соцвзносов – это работа по документам, чтобы они могли обосновать свою годовую деятельность соответствующими документами, по которым и будет произведен перерасчет социального взноса”.
По словам Алавердяна, сотни тысяч предпринимателей последовали требованиям закона, потому не выражают недовольства. Они приобрели документы, потому избежали проблем.
“Другая часть приводит различные причины и утверждает, что этот закон создает для них множество проблем”, – говорит Алавердян и добавляет, что закон от 2006 года заставит предпринимателей работать документально обоснованно.
В народе говорят, боятся того, что увидели глазами. Вряд ли какой-либо частный предприниматель приобретет товар без документов. Однако как с ними поступят на этот раз: придется выплачивать баснословные суммы или на первый раз им простят. Выяснилось, уступок не будет. В налоговой настроены решительно, утверждают, что сообщали о новом законе в средствах массовой информации, занимающийся бизнесом должен следить за законами.
Сообщить-то сообщили, однако владельцы ларьков не могут уследить за всеми поправками в законе. Тем более, что в налоговом законодательстве даже бухгалтера еле разбираются. Однако это не касается Налоговой службы. Ее задача – обеспечение бюджета 2007 года.