На прошлой неделе НС приступило к обсуждению законопроекта о двойном гражданстве. Как и ожидалось, основная полемика развернулась вокруг вопроса о праве двойных граждан Армении избирать и быть избранными.
По словам Министра Юстиции Давида Арутюняна, исходя из озабоченности, что граждане, никогда не проживавшие в Армении могут воздействовать на избирательные процессы в нашей стране, необходимо внести поправки в “Избирательный кодекс”. Принцип же этой поправки в том, что право голоса получат те двойные граждане РА, которые в день выборов окажутся в Армении. Очевидно, что предоставление избирательного права двойным гражданам непосредственно отражается на суверенитете нашей страны.
На днях по этому поводу вице спикер парламента РА, член АРФД Ваган Оганесян отметил, что “если 3- миллионное население Армении столь безразлично к своей судьбе, что ее должны решать извне, значит, пусть она решается извне”.
Отложим в сторону многочисленные вопросы, связанные с правами и обязанностями двойных граждан и попробуем понять, какую конкретную задачу пытается решить наше государство, ставя в основу этого решения принятие двойного гражданства. Действительно ли решение этого вопроса настолько важно для нас, что под угрозу ставится суверенитет нашего государства. Действительно ли для решения данной проблемы обязательно необходимо принятие двойного гражданства.
Мы обратились с этим вопросом к основному поборнику вдойного гражданства, члену АРФД Гегаму Манукяну. “После провозглашения независимости армянский народ принял все основные положения и пути своего развития, в числе которых закреплено также двойное гражданство”, – ответил Г.Манукян и добавил, что Армения в своем манифесте говорила “о правах всех своих соотечественников”. Г.Манукян полагает, что “двойное гражданство вытекает из судьбы и биографии нашего народа”. “Армянский народ, оказавшийся в результате Геноцида в расколотом, распавшемся состоянии, принятием норм двойного гражданства воостанавливает ту несправедливость, которая была осуществлена против целого народа”, – продолжил Манукян. Как видим, необходимость принятия двойного гражданства обосновывается эмоциональным подходом. Правда, Манукян отметил также, что двойное гражданство в современном мире стало “одним из основных положений интеграции, глобализации, и, естественно, Армения в этом плане не могла отстать от других”, однако это расплывчатое и неопределенное объяснение ставит целью показать, что необходимость принятия двойного гражданства основывается не только на эмоциональной основе. Хотя в этом нет ничего удивительного.
Уже долгое время внешняя политика нашего государства основана на эмоциях. Удивительно то, что, несмотря на неудачи нашей страны, мы продолжаем строить государство на эмоциональных восприятиях. Члены Дашнакцуцюн заявляют, что Армения – Родина всех армян, и для этого необходимо принять двойное гражданство, в результате чего разделенная геноцидом нация объединится, а диаспора примет более веское участие в обустройстве нашего государства и т.д. Хотя вполне понятно, что подобные попытки подкупа диаспоры не могут привести к большим инвестициям со стороны представителей диаспоры.
Наши шаги должны быть не просто нравственными, но совершенно конкретными, очевидными и действенными. Должны быть предприняты шаги, которые внущат доверие не только диаспоре, но и всем, что их инвестициям здесь ничего не угрожает, что эти суммы умножатся и принесут им конкретную прибыль. Национальная принадлежность или паспорт гражданина Армении не могут заставить людей делать инвестиции в нашей стране.
Напомним, что в нашей стране уже давно существует система свидетельства о рождении. И все граждане других стран, проживающие в Армении и имеющие свидетельство о рождении, пользуются всеми правами (за исключением избирательного права), которыми пользуются граждане Армении. И если мы принимаем двойное гражданство, но не предоставляем этим людям избирательное право, принятие подобного двойного гражданства становится излишним. А предоставление избирательного права двойным гражданам означает пожертвование суверенитетом РА, той самой РА, против независимости которой выступала АРФД. Напомним также, что председателем комиссии НС по внешним сношениям является озабоченный судьбой всего армянства представитель АРФД Армен Ростомян. А эта комиссия никак не реагирует, когда в той или иной стране, в частности, России, почти ежедневно посягают на жизнь наших соотечественников. То есть, эту комиссию, как и другие соответствуюшие государственные органы нашей страны, никак не интересует судьба наших соотечественников. И закон о двойном гражданстве, фактически, расширит круг людей, чья судьба никак не интересует наших руководителей.
Жаль, что выступающая против предоставления двойным гражданам избирательного права Республиканская партия также обосновывает свою позицию эмоциональными соображениями. В частности, республиканцы заявляют, “насколько оправдано приравнивать людей, перенесших тяготы голодных и холодных лет к тем, кто в это время покинул Армению. Понятно, что через несколько лет в нашей стране не останется и тех, “кто жил в голоде и холоде”, и вот тогда, по логике республиканцев, ничто не помешает, чтобы двойным гражданам было предоставлено также избирательное право. Словом, в данном аспекте дашнаки и республиканцы ничем не отличаются друг от друга. Очевидно, после продажи всего, что принадлежит стране, а теперь и в озабоченности за “объединение нации”, предпринимается попытка создания предпосылок продажи государства посредством паспортов.