Нам нужны реальные победы

17/02/2007 Рафаел ТЕЙМУРАЗЯН

10-го февраля министр иностранных дел РА Вардан Осканян через газету «Азг» («Нация») откликнулся на публикации в прессе, касающиеся его заявлений в НС о том, что дорога Карс-Ахалкалак «никоим образом не ведет к изоляции» Армении и не может нанести вреда экономике РА.

В своей статье-отклике министр выразил удивление теми «пораженческими настроениями» которые царят в нашей прессе. В то же время В. Осканян попытался обосновать, что в случае задействования дорога Карс-Ахалкалак «не поставит Армению перед дополнительными экономическими проблемами». Разумеется, приятно знать, что глава нашего МИД следит за прессой и время от времени находит время отвечать на них. Тем не менее, ответ министра вызывает новые недоумения. Так, В. Осканян пишет в своей статье, что «эта критика была бы приемлемой, если бы армяно-турецкая граница была закрыта из-за Армении, а железная дорога Карс-Гюмри-Тбилиси не действовала из-за Армении или если бы Армения ставила предварительные условия для урегулирования отношений с Турцией». «Граница сегодня закрыта из-за Турции», – констатирует он. Что и говорить, сваливать причины на других – одна из особенностей нашего пресловутого многострадального менталитета. Но когда он кладется в основу внешней политики, то это уже становится опасным. Если мы действительно поставили перед собой задачу , например, открыть армяно-турецкую границу, но нам это не удается, то вместо того, чтобы валить вину на другого, следует признать, что либо мы неверно сформулировали задачу, либо проводимая нами внешняя политика не служить достижению цели.

По мнению В. Осканяна, все те, кто утверждает, что нефтепровод, или газопровод, или железная дорога могли бы проходить по территории Армении, должны давать себе отчет в том, что это было бы возможно только «путем отказа от наших прав по определенным вопросам, формирующим наши национальные интересы и ценности». «Вот та цена, которую мы должны были заплатить, но не пошли на это», – утверждает В. Осканян. Речь, в частности, о Нагорном Карабахе. «Карабах для нас, армян, – не предмет торговли. С этой точки зрения Нагорный арабах не был предметом торга во времена Баку-Джейхана, не был предметом торга во времена Баку-Ахалкалак-Карса и однозначно не будет предметом торга в будущем», – пишет министр. Таким образом он, скорее, пытается скрыть поражения нашей внешней политики, стараясь представить действительность в следующем свете: либо мы отдаем Карабах, и нефтепровод или железная дорога проходит через Армению, либо мы не отдаем Карабах и остаемся без них. Вряд ли найдется в нашей стране человек, который скажет, что Карабах надо отдать, поэтому и надеется, наверное, министр, что люди так и не подумают: не отдавать же Карабах ради какой-то железной дороги! Однако на деле нас ставят перед таким выбором. Иное дело, что дипломатия нашей страны не умеет решать определенные задачи.

Приведем один пример. В начале 1990-х годов, когда Армения и Карабах были еще в войне с Азербайджаном, когда армянские войска продолжали свое победное наступление на фронтах, наша страна именно через территорию Турции получала зерно. Сегодня это кажется невероятным, но, тем не менее, это пример, показывающий, что дипломатия способна находить выход даже из самых трудных и запутанных ситуаций. Г-н Осканян утверждает, что железная дорога Карс-Ахалкалак не может создать нанести дополнительного вреда армянской экономике. Однако она приговаривает экономику Армении в лучшем случае на нынешнее жалкое прозябание. Так уж получилось, что сегодня Турция, Грузия и Азербайджан имеют между собой железнодорожное сообщение только через Армению. Понятно ведь, насколько это повышает значение нашей страны в регионе. Этот факт мог стать для РА мощным рычагом влияния на своих соседей. После строительства дороги Карс-Ахалкалак мы лишимся этого мощного рычага. Неясно разве, что после строительства дороги Карс-Ахалкалак наши соседи уже вообще не будут считаться с нами и даже не замечать нашего существования, поскольку получат возможность и без Армении решать все свои вопросы. В этих обстоятельствах уже трудно будет думать об открытии армяно-турецкой границы, не говоря уже о проблеме Карабаха.

Г-н Осканян предлагает трезво смотреть на проблемы, верно оценивать ситуацию и возможности. Прекрасно, тогда давайте четко разграничим первоочередные и вторичные задачи и выделим самые приоритетные. Так, например, кто-либо задумывался о том, что конкретно даст простому гражданину Армении включение в повестку дня нашей внешней политики вопроса о признании геноцида? Неужели у нашей страны нет более важных задач? Разумеется, мы должны добиваться международного признания геноцида, но этого вполне можно добиться и без включения данного вопроса в повестку внешней политики. Что и говорить, мы в очередной раз празднуем моральную, узнавая, что вот еще один аргентинский штат признал геноцид, однако эти моральные победы знаменуют собой всего лишь вторую часть знаменитого лозунга «хлеба и зрелищ!» Эти моральные победы оказывают на нас, на нашу жизнь и будущее страны и народа примерно то же воздействие, что и, скажем, победа нашей любимой футбольной команды. Одними зрелищами, одними моральными победами невозможно укрепить и усилить страну. Нам нужные реальные победы, зримые победы, вполне конкретные победы – победы, непосредственное результаты которых мы ощутим на себе, победы, которые будут способствовать усилению мощи нашей страны, обесечению нашего благосостояния.

 Муссируемая нашей внешней политикой проблема признания геноцида армян во всем мире ощутимых побед не приносит – это ясно. Более того, она воздвигает все новые препятствия на пути к победе. В Турции она усиливает армянофобию, заставляет ее предпринимать все новые шаги против Армении – сколько бы мы ни заявляли, что готовы к установлению отношений без всяких условий (кстати, невыдвижение условий – тоже ведь предварительное условие!). Официально мы не против того, чтобы Турция стала членом Европейского Союза, поскольку понимаем, что это подразумевает демократическую Турцию, Турцию, приверженную системе европейских ценностей. И в то же время позволяем (да и сами охотно зрим), чтобы те или иные страны Европы, исходя из собственных интересов, использовали вопрос геноцида против членства Турции в ЕС. Что сегодня важнее для нашей страны – членство Турции в Евросоюзе или признание геноцида армян? Очевидный факт, что включение вопроса признания геноцида в повестку дня нашей внешней политики не приносит и не принесет Армении ничего, кроме моральных побед. Но зато он становится немаловажным фактором для наших совершенно конкретных поражений и потерь. В конце концов, будучи изолированными от всех региональных программ сотрудничества, мы рискуем потерять не только Карабах, но даже Армению.

Именно трезвый взгляд на вещи и верная оценка возможностей, именно интересы признания геноцида армян всеми странами мира в первую очередь требуют, как это ни парадоксально, снять этот вопрос из повестки дня внешней политики Армении.