“Трудности в бизнесе нельзя афишировать”

30/01/2007 Беседовал Карапет ТОМИКЯН

– Когда была основана ваша компания, и что озаначает название “Дили”?

– Название всязано с Дилижаном, это тренд предприятия. Мы основали агропромышленный комплекс, который занимается разведением племенных коров и коз, производством молока и молочной продукции. Мы начали осуществление проекта с нуля два года назад. Сделали все, чтобы выдать продукцию от начального до конечного цикла. Начиная от кормовой базы и кончая молочными продуктами мы производим сами, чтобы не зависеть ни от кого.

– И вы независимы?

– Мы завозим из Украины только кормовую продукцию (кукурузу, овес).

– Что вы в основном производите?

– Наша основная продукция – молочная продукция и сыр “Моцарелла”, предназначенный для приготовления пиццы и свежих салатов. В скором времени начнем производить цельное молоко для детей. Думаю, это должно стать нашей основной продукцией, чтобы дети получали молоко высшего качества. Производим также сметану, армянский сыр. Таковы планы нашей компании на этот год.

– Как вы основали свое дело?

– С помощью немцев мы произвели крупные исследования в Армении. Мы избрали Дилижан, поскольку природно-климатические условия здесь приближены к альпийсой зоне, а высота и воздух благоприятны для развития коров и их полезного использования. Затем задумались над тем, как достичь цели. Выбрали поле, на котором построили ферму по немецкой технологии. С нуля создали фермы, дойное производство и производство молочной продукции. Технологии и коров мы привезли из Германии, а цех по производству молочной продукции полностью итальянский. Словом, кроме стен и корма, все ввезено извне. Мы получаем молоко высокого качества, поскольку нет проблемы перемещения. Машины доят коров, и без вмешательства человека оно перетекает в цех переработки, потому качество молока не теряется.

– Почему вы решили завезти коров из-за границы? Разве их нет в Армении?

 – Полагаю, в целом армянского генофонда коров нет. А для получения продукции хорошего качества и прибыли необходим генофонд. Потому мы решили инвестировать в производство больше, чем предпологалось.

– Не было ли опасения, что столь большие вложения могут не оправдать ваших ожиданий?

– Этот вопрос задают мне часто, однако я до сих пор не задумывался над ним. Мы сделали большие вложения, но поверьте, я хочу производить в Армении продукцию высшего качества. Жизнь человека наполнена не только финансами. Мы даже не подсчитали, когда получим обратно эти деньги. Наша основная цель – какими средствами добиться производства, которое мы имеем сегодня.

– Сколько времени вы выпускаете продукцию?

– Шесть месяцев.

– Наверно, именно в этот период вы встретились с трудностями конкуренции?

– У нас вообще нет проблемы конкуренции. Мы производим то, что в Армении не производится. То есть работаем на ту отрасль, которая импортируется в Армению. Мы не вошли и не войдем в конкуренцию с местным производителем. В Армении есть хорошие производители молочной продукции, и они имеют свое место на рынке. Мы работаем на импортном рынке. 40% молочной продукции Армении импортируется. Я борюсь за сокращение этой цифры. Я хочу занять место на рынке импорта, а не за счет местных производителей.

– Но ведь и импортеры – конкуренты?

– Нет, поскольку цены на импортную продукцию в несколько раз выше, чем наша продукция. По мнению специалистов из Италии и Германии, качество нашей продукции намного выше качества импортной.

– Какие конкретные шаги вы предпринимаете для доказательства этого качества?

– У нас нет необходимости в доказательстве. Наша основная проблема сейчас в том, что у нас мало продукции. Мы достигнем максимального уровня производства через два года. Это технология, коровы должны размножиться, количество удоев должно возрасти. В сельскохозяйственном производстве надо производить инвестиции на протяжении 5 лет, чтобы технологии работали в полном объеме.

– Можно ли вашу продукцию найти в любом магазине?

– Нет, покольку у нас мало продукции, и вся она реализуется.

– Есть ли у вас планы экспорта вашей продукции?

– Думаю, через год-полтора мы сможем экспортировать, поскольку это связано с сертификатами, необходимыми для экспорта. В настоящее время мы получаем сертификат, который позволит нам вывозить свою продукцию.

– Не помешает ли вам ревальвация драма?

– Если думать о том, что могут помешать то или иное явление, невозможно развернуть бизнес. В бизнесе есть и трудности, и привлекательные стороны. Нельзя афишировать трудности. Бизнес таков во всем мире. Кроме того, нельзя трудности политизировать. Когда основываешь бизнес с нуля, возникает множество проблем, но я думаю, главное – желание.

– Перед какими проблемами вы оказались в начале своего бизнеса?

– Перед многими. Скажем, приехал в Армению, но не знаешь законов и норм поведения в этой стране. Для меня самой большой трудностью было обучить людей работать правильно. Самый большой изъян Армении – недостаток кадров во всех сферах. Поверьте, за два года я убедился в этом. Это болезненная проблема. Говорится о безработице, но мне кажется, люди в Армении не хотят трудиться.

– В каких кадрах вы нуждаетесь?

– В пастухе, специалисте по обработке земли, в трактористе, в менеджере и т.д. Я знаю, что наши вузы оканчивают очень грамотные дети, но им негде развиваться. В Армении ощущается голод специалистов.

– Вы давно в Армении?

– Я родился в Армении, участвовал во многих сферах ее жизни, но бизнесом занимаюсь 2 года. Полагаю, еще многие вернутся на Родину, чтобы развернуть бизнес, поскольку здесь действительно интересно работать, просто есть страх. Человеку, хорошо оустроившемуся в Европе, трудно возвращаться на Родину, где ему все надо начинать с нуля. Полагаю, каждый должен не то что помогать Армении, а основывать здесь свой бизнес, чтобы создавать рабочие места. Это самая большая помощь, и в то же время выгода дляпредпринимателя.

– Почему вы выбрали именно эту отрасль?

– Я практически ничего не понимал в этой сфере. Два года назад я нанял специалистов – докторов-профессоров из Украины, которые обучили меня. Мне хотелось заняться чем-то “натуральным”, близким духу Армении. То есть, создавать что-то и помогать людям, не нанося вред ничему. В этом и состояла задача.

– Какой специальностью вы обладаете?

– Я бизнесмен.

– Может, ваша специальность и помогла вам достичь успеха?

– Думаю, если человек способен что-то создать, наделен этими качествами, не имеет значения, каким путем он этого достигнет. Нет необходимости углубления в специальности для создания чего-либо.