Ах, этот “Болонский процесс”
2006 год был полон новшествами в системе образования. В начале учебного года вступило в силу 12-летнее образование, которое совершенно не удостоилось теплой оценки родителей. Выработана новая система приема в аспирантуру, чем сильно озабочены будущие аспиранты, подверглась изменению система вступительных экзаменов в вузы, что повергло выпускников в еще большую путаницу и т.д. Все это было проделано, конечно, под названием “реформы”, однако это нисколько не успокоило тех, кто стал жертвами эксперимента. МОН дает на все один ответ: “Следуем Болонской системе”.
“Болонская система позволила приблизить нашу образовательную систему к международным стандартам”, – сказал на отчетной конференции Министр образования и науки Левон Мкртчян. “Мы готовы обсудить любой вопрос, связанный с качеством тестов”, – сказал он, добавив, что во избежание рисков, они выработают заказы на тесты со своими иностранными коллегами. “Наша страна должна перейти на систему, существующую во всех странах мира, где нет коррупции”.
Зачем аспиранту TOEFL?
По мнению министра ОН, слабое звено нашей системы образования – вторая степень образования. “Наши свидетельства об образовании должны быть приемлемы во всех странах, и студенты должны иметь возможность свободного перемещения и продолжения образования. В этих двух правах и заключается смысл наших преобразований”, – говорит Мкртчян. Уточнен волнующий многих вопрос о том, как должна описываться наша ученая степень зарубежом: нынешний кандидат наук приравнивается к доктору специальности, а доктор приравнивается к доктору наук, что охватывает в себе заслуги данного человека.
Как уже сообщалось, вступительные экзамены в аспирантуру вызвали большую обеспокоенность, в особенности сдача теста TOEFL по английскому языку. По мнению министра, экзамены призваны выявлять не только знания. “Проверяются стандарты. Государство выделяет средства на обучение студентов до поступления в аспирантуру. В течение 2-4 месяцев он получит возможность понять данные механизмы”, – сказал в интервью “168 жам” Л. Мкртчян.
Топором и мечом коррупцию не искоренить
Несколько дней назад молодежно-студенчекская организация “Саргис Тхруни” опубликовала результаты опроса на тему “Есть ли коррупция в вузах Армении”. Согласно опросу, 1821 респондент из 2000 ответили на этот вопрос положительно. “168 жам” заинтересовало мнение Министра ОН о данных результатах. Министр заверил, что если опрос проведен на профессиональном уровне, его результаты будут отправлены в вузы на обсуждение заседания Совета. “Явление бытует среди нас. Способ борьбы против этого – то, что мы осуществляем сейчас. В решении этой проблемы должно принять участие также студенчество”. По словам министра, планируется подписать открытый меморандум со стороны всех студенческих организаций и отдельных личностей, согласно которому студент может принять участие в мониторинге. “Невозможно бороться против коррупции топором и мечом. Это единственный способ”, – сказал Мкртчян.
Судьба Европейской академии
“У нас нет новых проблем с Европейской академией. Они обратились в Кассационный суд. Наши позиции совершенно определенны. Мы ищем серьезных коллег, которые войдут в программу Европейской академии”, – сказал Мкртчян, добавив, что Академия была создана для содействия развитию информационных технологий. “Если судебный процесс пройдет так, как это предполагает министерство, мы постараемся направить Академию в ее основное уставноерусло. Не могу сказать ничего конкретного, поскольку судебный процесс не окончен.”.
На наш вопрос о том, почему министерство подняло вопрос о деятельности Академии через 5 лет, министр ответил, что впервые вопрос Академии был затронут им как министром в связи со сдачей административного здания. “Мы предоставили здание, теперь посольство Франции озабочено качеством обучения. . С проблемой качества мы столкнулись летом, когда выясняли порядок предоставления отсрочки. Здесь существуют неограниченные возможности отсрочек. Это серьезная проблема. Чтобы не ущемлять права студентов, я вынужден был подписать указ о предоставлении свидетельств об окончании магистратуры. Тогда же мы осознали, что не имеем на это права. Я признаю, что министерство не совсем хорошо осуществляло функции контроля. Что касается студентов, у них не будет проблем, поскольку они оплатили свою учебу, и государство несет ответственность за них. “У нас есть проблемы, связанные с качеством предоставляемого Академией образования, и их надо решить, урегулировав управление Академией”, – сказал Мкртчян.
Относительно заявления ректора академии Виктора Мартиросяна о том, что академии оказали финансовую помощь посольства Германии и Италии, Мкртчян разъяснил: “Те же посольства пишут, что не имеют к этому отношения. Армении была предоставлена финансовая помощь для приобретения компьютеров и пр., но они не брали на себя обязательств фонда и программ. Мы всего лишь говорим о качестве обучения в академии, и нет никаких личностных проблем”.