Вот уже почти неделя, как Армения не имеет гимна. Дело в том, что, в соответствии с пунктом 2 статьи 117 новой Конституции, после ее вступления в силу «НС в течение года утверждает законом гимн РА. До того времени действует гимн, действовавший до вступления в силу изменений в Конституции» (корявенько, что и говорить, но как говорится, из Конституции слов не выкинешь…). Годичный срок истек 5-го декабря, а НС так и не принял пока нового гимна РА. Так что, как видите, вот уже который день Армения живет без государственного гимна.
Кто должен решать?
И очень любопытно было бы знать, какая именно музыка прозвучит в день торжественного закрытия очередной сессии парламента. Отвечая на этот вопрос, спикер НС Тигран Торосян сказал: «Пусть сначала сессия завершится, а там посмотрим. Время еще есть». Складывается впечатление, что достаточно щекотливая ситуация народных избранников не особенно и волнует. Во всяком случае, оппозиция и парламентское большинство перекладывают друг на друга выступление с инициативой созвать внеочередное заседание НС для принятия гимна. Оппозиция утверждает, что у нее не хватает голосов для созыва внеочередного заседания и предлагает сделать это большинству. Спикер Т. Торосян считает это безграмотностью. «Это безграмотность, поскольку человек не должен заранее определять, будто у него такая слава, что по какому бы поводу он ни обратился за подписью под документом, – никто не подпишет. Это вообще непонятный подход. Или они считают, что под представленным ими документом никто из большинства не подпишется?» – вопрошает Т. Торосян.
Ладно, предположим, оппозиция считает именно так. Но почему же тогда само парламентское большинство само не созывает внеочередное заседания для принятия закона о гимне? «А что, один я должен отвечать на вопросы, касающиеся всех?» – вопросом на вопрос отвечает Т. Торосян. По его мнению, нет никакого нарушения Конституции из-за того, что закон о гимне не был принят до 5-го декабря. По словам спикера, Конституция гласит, что гимн, действовавший до конституционных изменений, остается в силе год, и что новый гимн «должен быть закреплен законом через этот год». «Но, он закреплен не был, так что, получается, у нас не будет законного гимна», – признал г-н Торосян.
Коснувшись той же темы, премьер-министр Андраник Маргарян отметил, что, действительно, хотя «с правовой точки зрения у нас несколько дней не будет гимна, но эти несколько дней практически не окажут большого воздействия на деятельность нашего государства». «Попытаемся созвать внеочередное заседание и решить этот вопрос», – заверил премьер.
6-го декабря НС 85 голосами за, при 19 против и 1 воздержавшемся, одобрила предложение президента РА о продлении еще на год участие в меморандуме о взаимопонимании «О руководстве многонациональной дивизии в составе сил по стабилизации ситуации в Ираке и урегулировании других подобных вопросов». Против этого предложения проголосовали АРФД, «Справедливость», Виктор Даллакян и Амаяк Ованнисян. А после перерыва парламент в присутствии всего 5-6 депутатов «по ходу» обсудил около полутора десятков законопроектов, конвенций и соглашений.
А когда наступило время для вопросов к правительству, присутствующие стали свидетелями любопытной перепалки между ПСЗ и АРФД, ПСЗ и РПА. А все началось с того, что член АРФД Ваан Ованнисян, коснувшись вопроса Европейской академии (напомним, что председателем совета попечителей этого вуза является председатель ПСЗ Артур Багдасарян), отметил, обращаясь к правительству: «Мы, конечно, понимаем, что эта структура – из ряда лопающихся мыльных пузырей. Но давайте оставим в стороне историю его создания или портрет его директора и согласимся, что здесь имеются тысячи студентов, и судьба этих студентов для нас важна. Это люди, которые, поступая, не знали, что это мыльный пузырь. Они думали, что он сделан из бетона, однако же нет – лопнул! Так какой будет судьба всех этих людей?»
Отвечать взялся министр образования и науки Левон Мкртчян, который, однако, выступил с отповедью секретаря ПСЗ Эгине Бишарян, заявившей недавно о том, что которому месячный доход министра транспорта и связи РА составляет 200 тыс. долларов, министра финансов Вардана Хачатряна 40 тыс. долларов, министра образования Левона Мкртчяна – 10 тыс. долларов и т. д. «Одна ветвь моих предков, с материнской стороны, живут в Ереване с 16-го века, другие приехали из-за границы. И мы декларируем наши семейные доходы и прочее начиная с 16-17-го века!» – сказал Л. Мкртчян. После этого примечательного заявления министр перешел к Европейской академии. «Мы уже имели подобный опыт в 2001-2002-м годах, когда после очень тревожного сигнала посла Франции наше правительство по специальной программе и с помощью французского посольства смогло спасти Французский университет от полного краха. Подобная проблему у нас сейчас и с Европейской академий», – сказал он.
ПСЗ, понятно, не могло оставить без ответа подобный «враждебный выпад», и вице-председатель этой партии Мгер Шахгельдян заявил, что Европейская академия является «новаторским и одним из самых передовых вузов не только в Армении, но и во всем регионе». «Назвать его пузырем – это и неприемлемо, и некорректно, – сказал он, обращаясь к Л. Мкртчяну. – И если уж речь зашла о пузырях, то вы скажите лучше о своих подходах, когда, будучи за, вопите против! – И добавил: – Что же касается пузырей, то у нас на руках имеются письма граждан, в частности, касающиеся Левона Мкртчяна, который по адресу Баграмяна 6 предпринял незаконное, нарушающее все, в том числе и человеческие законы нашей страны строительство, против которого протестуют жители».
Понятное дело, что этот пассаж также не остался без ответа. «Вы не имеете права обсуждать или критиковать чье-либо поведение или любой другой вопрос! – возмутился министр образования и науки. – Принципиальность видна не через 15, а через 100 лет. И если посмотреть, какие у вас были метания за эти 15 лет, то поймете, что и как отвечается!» Что же касается упомянутого строительства, то Л. Мкртчян разъяснил: там возводится здание для консульства Таиланда – в ближайшее время там будет вывешен таиландский флаг, так что все смогут в этом убедиться. «И почетным консулом является сын моего дяди по отцу, который стал им, когда я был еще в оппозиции», – добавил он.
М. Шахгельдян, в свою очередь, предложил поговорить о «политических блужданиях АРФД», и на этом перепалка между ПСЗ и АРФД завершилась.