Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж!

14/12/2006 Армен БАГДАСАРЯН

Как и ожидалось, “окно возможностей” 2006 года по карабахскому урегулированию закрылось, но никакого соглашения между сторонами так и не было заключено. Судя по всему, особых новостей в этом смысле не принесет и 2007-й. Но наряду с топтанием на месте переговоров по Карабаху происходят и другие интересные вещи. Так, без каких-либо причин шаг за шагом в центре общественного внимания оказывается вопрос Джавахка.

Разумеется, при большом желании здесь можно углядеть только “русский след” и ни на какие другие причины не ссылаться. Понятно, что Россия всячески желает наказать непокорную Грузию, и Джавахк здесь может оказаться для русских “весьма кстати”. Однако в одном ли “русском следе” причина? И случайно ли, что вопрос Джавахка активизируется именно в том время, когда провал переговоров по Карабаху становится очевидным? Для ответа на этот вопрос попытаемся выяснить, как представляют себе урегулирование проблемы Карабаха различные политические силы Армении?

Председатель партии “Дашинк” (“Союз”) Самвел Бабаян в своем интервью аналитическому цетру “Митк” высказал мнение, что Карабах должен получить промежуточную независимость (скажем, под эгидой Евросоюза), должны быть созданы предпосылки для его экономического развития, после чего следует организовать возвращение беженцев (на строго добровольной основе), а затем провести референдум относительно его статуса. Как можно заметить, о судьбе освобожденных территорий в данной схеме нет ни слова (предполагается, однако, что они должны быть возвращены, иначе возвращение беженцев оказывается невозможным). Этот момент понятен: Самвелу Бабаяну было бы трудно говорить на эту тему.

Дело в том, что в основе этой схемы лежит идея, что Южный Кавказ должен интегрироваться в Европу и руководствоваться принципами демократии и прав человека, что позволит найти окончательное решение именно на этой основе. Однако все дело в том, что Азербайджан не хочет этого и стремится изолировать Армению от всех региональных программ. При этом и сам С. Бабаян понимает, что сохранение нынешнего положения по вопросу Нагорного Карабаха не отвечает нашим интересам. Так как же быть?

В сущности, ситуация сегодня такова: Азербайджан занял довольно жесткую позицию и отказывается идти на серьезные уступки. При этом у Азербайджана есть все основания поступать так, поскольку его программа изоляции Армении срабатывает весьма неплохо. А после строительства железной дороги Карс-Ахалкалак-Тбилиси изоляция Армении станет почти полной. У Армении в такой ситуации остается две возможности: или пойти на серьезные уступки и как можно скорее урегулировать проблему, избежав тем самым полной региональной изоляции, либо предпринять такие шаги, которые заставят Азербайджан отказаться от идеи изоляции Армении (понятно, что тогда Азербайджан станет гораздо уступчивей). Проще говоря, Армения сегодня оказалась перед выбором. И поскольку сохранение статус-кво в конечном итоге нам не на руку, остается только сделать выбор. Или мы соглашаемся на этапный вариант и немедленно выводим свои войска как минимум из пяти районов, или в Джавахке начинаются волнения, которые поставят под сомнение проект железной дороги Карс-Ахалкалак-Тбилиси. Так или иначе, взявшийся за гуж должен быть дюж.

Если мы будем продолжать имитацию переговоров и в то же время не станем ничего предпринимать в Джавахке, то предугадать будущее нетрудно: Армения оказывается в полнейшей изоляции. Если мы будем продолжать имитацию переговоров, но не станем препятствовать обострению ситуации в Джавахке, будущее опять же представляется довольно ясным: военные действия на Карабахском направлении возобновляются, и мы получаем уже два фронта – по-прежнему в условиях полной изоляции. Логичным остается единственный вариант: предотвратить “возможное развитие событий” в Джавахке и попытаться действительно урегулировать карабахскую проблему. Однако армянская политическая мысль рассматривает подобные действия как “национальное предательство”, так что вопрос сразу переносится в моральную плоскость.

А при переносе политических проблем в моральную плоскость победы, как правило, также оказываются чисто моральными.