Прокомпостируйте, пожалуйста!

06/12/2006 Ара ГАЛОЯН

Никто не сомневался, что парламент одобрит проект государственного бюджета, причем без серьезных изменений. При желании этот факт можно счесть результатом сотрудничества между парламентом и правительством. Хотя, разумеется, можно объяснить и тем, что нынешний депутатский корпус не обладает достаточным профессиональным и интеллектуальным уровнем для серьезного анализа такого рода документов. Не исключено также, что верны оба этих предположения. Но никакое объяснение уже не изменит картины.

Бюджетом 2007 г. предусмотрены расходы в размере 557,9 млрд драмов, при этом примерно 75% составят текущие расходы и 25% – капитальные. По сравнению с расходной частью бюджета нынешнего года рост составляет около 76 млрд драмов. Столь серьезный рост расходов вызвал различные комментарии. Учитывая опыт прошлых лет, часть экспертов предполагает, что правительству удастся выполнить свои обязательства. Благодаря административно-командному методу или, если хотите, путем администрирования правительство всегда выполняет ровно столько, сколько планирует. 2007-й год – предвыборный. Поэтому можно предположить, что, закладывая в бюджет крупные цифры, правительство ведет популистскую игру. Но правильность этого предположения можно будет проверить разве что через полгода.

Предполагая общий бюджетный рост, правительство пропорционально «разбросало» увеличенные суммы по всем отраслям. По сравнению с бюджетами прошлых лет, бюджет-2007 фиксирует резкие изменения лишь в пяти сферах. Резко выросли ассигнования на оборону. Это было предсказуемо – как ответ на воинствения заявления азербайджанцев. Выросли также расходы на образование, сельское хозяйство и топливно-энергетическую сферу.

Сфера здравоохранения в последние годы – зона перманентных потрясений, которые являются следствием реорганизаций, называемых реформами. Правительство и в будущем году обещает населению, независимо от возраста и социального положения, бесплатную амбулаторно-поликлиническую помощь. Видимо, опыт нынешнего года себя оправдал, хотя трудно судить, вывод ли это самого населения, или руководства Минздрава. Армянский гражданин при возможности всегда предпочитал платить врачу, армянский же врач при возможности всегда пытался сбагрить куда подальше неплатящего (надеющегося на бюджетного «Закон Иваныча») больного.

Увеличение расходов на сельское хозяйство на пороге готовящегося налогообложения этой сферы несколько непонятно. Так, например, предполагается увеличить субсидирование орошения на 1,7 млрд драмов. Это также можно объяснить двояко. Объяснение первое: перед тем как присоединить крестьянина к налоговой системе, государство пытается по возможности помочь емум. Впрочем, я придерживаюсь другого мнения: у некоторых из крупных госчиновников имеется свой бизнес в сельском хозяйстве, так что эти субсидии, скорее всего, пойдут в первую очередь им.

Бюджетные расходы на топливно-энергетическую сферу выросли бесперецедентно: по сравнению с 4,8 млрд драмов в нынешнем году эта сфера получит 17,2 млрд драмов. Опять же самой логичной является версия субсидирования.

Следующая крупная субсидия предоставляется нашей самой налогонеоблагаемой сфере – строительству. А вернее, производству стройматериалов, в том числе цементу. При большом желании это
также можно объяснить двояко.

Последняя сфера, в которой ожидаются серьезные изменения, – это транспортная и дорожная сера. Однако здесь правительство пошло на резкую экономию, сократив ассигнования в этой сфере с 41,5 млрд (2006 г.) до 26,5 млрд, то есть сокращение составит 15 млрд драмов. «Сводное описание проекта государственного бюджета РА 2007 года», которым руководствовались и по которому проголосовали наши депутаты, не содержит никаких разъяснений, почему и за счет чего будут сделаны такие сокращения.

Наряду с ростом объемов государственного бюджета наш парламент все больше и больше теряет интерес к утверждающему его документу, и с каждым годом это становится все заметнее. Пять-десять лет назад, когда бюджет был двое-впятеро скромнее, депутаты обсуждали его более содержательно, сегодня же НС уступило все свои «авторские права» на выработку и осуществление финансово-экономической политики правительству и Центральному банку. Самоустранившись из этой сферы, парламент превратился в простой механизм «компостирования» законодательных инициатив любого – в некое звено, «прокомпостированные» которым законы один за другим признаются Конституционным судом противоречащими Основному закону страны. Закон о бюджете изначально не может быть таковым, что, однако, никак не способствует восстановлению пошатнувшегося престижа НС.