“Самое необычное в американском опыте то, что все американцы и их предки – эмигранты. У них нет национально – географической принадлежности, потому им трудно понять то, что произошло в Югославии. Противоречия между вами и азербайджанцами настолько далеки от нашего опыта, что мы не понимаем, когда видим, как народы воюют по культурным, этническим,территориальным и другим причинам. Мы боремся только и только против режима: мы меняем режим, потому нас называют героями. Действительно, американцы не понимают, что происходит в мусульманском мире”. На протяжении трех недель пребывания в США в рамках проекта “Международный гость” мы услышали множество подобных мнений. Один из сторонников такой точки зрения в Вашингтоне /его имя опубликовать мы не можем, поскольку визит не должен освещаться. Это желание – требование “американской демократии”/ привел следующие доводы для обоснования данного подхода. “Что такое война в Ираке?-Кто может поверить, что это война против нефтедолларов?-Никто. Мы тратим в этой войне больше финансов, чем получили бы от перекачки нефти из Ирака на протяженн 6-7 лет. Государственные системы этих стран очень устойчивы. Это похоже на треугольник с устойчивым основанием. Поэтому все уверены, что иракская война – это война против режима этой страны, который намного устойчивее американской системы, потому США хотят ослабить его. Рядовые граждане Америки считают, что война в Ираке – это каприз Президента Буша, который всего лишь хотел показать миру, что он может решать, кому что делать или не делать.Поэтому, можно сказать, все возненавидели Буша и даже его сторонников, которые ничем не могут парировать на вопрос о том, почему Буш начал войну против Ирака, не расчитав и не предусмотрев очередность шагов. Сегодня никто не знает, каким будет следующий шаг, как должны быть выведены войска и т.д. США никогда не оказывались в подобной ситуации. Это произошло вследствие ошибочной политики Буша. Выражение “ошибочная политика” в США употребляется редко, поскольку никто не знает, выработана ли политика, стратегия в этом вопросе.Народ не знает, почему вдруг правительство решило начать войну против Ирака. Мы не может допустить дальнейших жертв ради “амбиций Буша”, потому должны сделать все, чтобы к власти пришли демократы”, – говорят граждане Америки, которые недовольны Бушем только из-за войны в Ираке. На наши многочисленные вопросы о том, чем они еще недовольны, жители различных штатов отвечают: войной в Ираке, здравоохранением, двойными стандартами и, наконец, коррупцией.
Коррупция «пожирает” Илиной
Коррупция четко проявлена в штате Илиной. В городе Спрингфилд, где мы провели три дня, основной темой встреч была коррупция. “Коррупция везде”, “бывшему губернатору пора в тюрьму”, “ежедневно можно встретиться с фактами коррупции”. С такими заявлениями в Илиное выступают многие. Говорят, что нынешний губернатор Илиноя – демократ, тоже коррумпирован, но нет фактов для доказательств. Доказательство осложнено тем, что прокурор штата – тоже демократ. Единственный чиновник-республиканец в штате – женщина, министр финансов, выставила свою кандидатуру против действующего губернатора. Но тот направил против нее черный PR и в одном из предвыборных видеоматериалов выставил кадр, где женщина танцует с бывшим губернатором, которому “давно пора в тюрьму” за причастность к коррупции. Всего лишь из-за этого танца демократы обвинили министра в коррупции. “Этот видеоматериал стоимостью 15 млн долларов, возымел отрицательное воздействие. Все кандидаты выбрали грязные предвыборные технологии: они выносят на обсуждение грязь каждого, и это может длиться бесконечно. Люди устали от этого, поэтому телзрители переключаются на другие каналы, как только появляется материал о предвыборной агитации. Сколько можно слушать о грязи”, – говорят спинфилгцы. А как отвечает на черный PR кандиадит от республиканцев. -Выяснилось – никак. Республиканцы также удивлены, почему министр Джуджи никак не реагирует на грязную агитацию. “ Она очень пассивна, можно сказать не предпринимает ничего.Вот эта пассивность и кажется людям странной. Они все время ждут ответа от министра, но тщетно: она молчит”, – говорит представитель республиканцев. Республиканцы изначально настроились на проигрыш, поскольку их кандидат потратила на предвыборную агитацию всего 15 млн долларов, тогда как ее оппонент – губернатор – демократ, потратил 45 млн долларов. “Да, это очень важно. Важно также, как используются собранные от сбора средств деньги. Сегодня идеология, хорошие программы ничего не значат. Важно, сколько собрано средств. Мы уверены, что проиграем. Все прекасно сознают, что против этих средств невозможно бороться”, – говорят республиканцы. Ни один кандидат не обещает в предвыборный период, что в случае избрания продвинет данную программу или законоропект, либо потребует, чтобы США вывели войска из Ирака. Даже демократы. Поверьте, никто не выступит с такой программой. Деньги стали основным решающим фактором. Это часть нашей демократии, хотя это неприемлемо, поскольку пропаганда становится неважной”.
Там рассказывали, как в одном из штатов Чикаго губернатором стал 19-летний парень только потому, что его отец – владелец банка, выделил 29 млн долларов для осуществления предвыборной агитации сына. “Факт остается фактом, деньги решили, кто будет избран”, – говорят собеседники, подчеркивая, что это и есть демократия. В одном из издательств Илиноя мы поинтересовались, выделяют ли власти США, которые представляют целые программы борьбы против коррупции в Армении и выделяют для этих целей средства, какие-либо средства для борьбы против коррупции, так явно выраженной в Илиное и конкретно в Спрингфилде, где везде говорят о самых плохих проявлениях этого явления. Нам ответили: “Вы очень верно заметили, но нет ничего подобного. Мы и сами не знаем, почему власти США не внедряют подобные программы в Илиное”. С первого дня избрания они начинают сбор средств для будущих выборов. “Такова жизнь. Надо готовиться к следующим выборам, поскольку в следующий раз никто не даст средств для переизбрания”, – говорили нам во всех 5 штатах, в которых мы побывали.
Граждане США очень инертны
Люди в США постоянно спешат, потому что спешат на работу. Спешат также беспризорники, и по той же причине. Они боятся пропустить туристов, если не окажутся на месте. Попрошайничеством в Америке занимаются в основном чернокожие, которые на улицах подходят только к светлокожим. Несколько раз мы попытались обманут их, что не понимаем английского, но они стали объяснять, что их называют бездомными, поскольку им негде жить, и люди, имеющие работу, помогают им. Когда мы сказали, что и сами бездомные и безработные, они поросили денег. В случае отказа дать деньги они просят сигареты, но что-нибудь должны получить обязательно. В Вашингтоне нам сказали, что молодежь очень безразлична к происходящему вокруг, в особенности к проходящим выборам, поскольку их ничего не интересует. На наш вопрос о том, что может поставить молодежь на ноги нам ответили: “Их невозможно поставить на ноги. Может быть только в случае, если повысятся цены на бензин, или увеличится уровень безработицы. Система зравоохранения у нас находится в страшном состоянии, но никто не протестует против этого, даже взрослые. А молодых это вовсе не интересует. Наверно, это безразличие оттого, что здесь они все находят в готовом виде”. Говорят, что лишь президентам Кеннеди и Рейгану удалось сплотить и поднять молодежь. Нам сообщили также, что лишь 25% молодых американцев принимают участие в выборах, и озабоченность по этому поводу заставила проводить в школах специальные занятия, на которых расказывается о том, что такое выборы и для чего и как они проводятся. Для проведения в США, независимо от штата, демонстрации необходимо получить разрешение от мэрии, которая должна обеспечить движение. “ Мы не запрещаем, но должны быть оповещены, чтобы обеспечить безопасность и движение транспорта. Мы должны знать: сколько человек примут участие в акции и какую площадь они займут и в каком направлении пойдет шествие, чтобы урегулировать движение”, – сказали нам в Огайо. По их словам, им безразлично, кто организует акцию, лишь бы они были оповещены. Территории стратегического значения, по их словам, образовались после 11 сентября. “После 11 сентября довольно ужесточился порядок, и перед рядом учреждений, например, Капитолием, запрещено их проведение”. Они затруднились ответить, когда мэрия вынуждена была разогнать демонстрантов. Не могли вспомнить также, когда была проведена последняя акция, поскольку, как уже отмечалось, люди абсолютно безразличны к происходящим событиям. На наш вопрос “Что бы вы сделали, если бы народ на протяжении нескольких часов или дней перекрыл ваши главные дороги, требуя отставки президента” нам ответили, “Мы бы позволили им остаться, сколько им надо. А наш мэр вышел бы к ним, чтобы узнать, что они требуют”. Затем они вспомнили, что несколько лет назад жители были недовольны работой местной полиции и организовали пикет возле здания мэрии. “ Мы позволили им покричать. Они покричали несколько часов и ушли”. В одном их ближайших номеров мы коснемся также СМИ Америки и их роли в выборах.
P.S. Когда в первый день нас возили по Вашингтону с целью ознакомления, наш гид, показывая женщину, проводящую перед Белым Домом на протяжении 20 лет сидячую забастовку против атомного оружия, сказал: “Посмотрите, она портит вид Вашингтона, к тому же его центральный и государственный участок, но никто не может заставить ее сойти с этого места. Вот это и есть демократия”. Однако все понимали, что именно это и есть причина, по которой эту женщину и ее друга никто не хочет снять оттуда.