На что нам железная дорога? Отдадим русским

22/11/2006 Армине АВЕТЯН

Власти Армении намерены продать русским и армянскую железную дорогу. То, что будущим собственником нашей железной дороги будут именно русские, будь то в статусе покупателя, аккредитованного управляющего или в каком-либо ином, более сомнений не вызывает. Напомним, что об этом прозвучали слабые намеки и со стороны министра транспорта и связи РА Андраника Манукяна и директора организации “Армянская железная дорога” Арарата Хримяна.

Упоминая об этом, они также отметили, что это желание принадлежит сугубо им. Однако всем известно, что подобные желания не выражаются просто так, на основе личной симпатии. Обычно, аналогичные заявления преследуют цель подготовить общество к какой-либо сделке или мысли. Таким же манером скоро станет явью сдача русским армянской железной дороги.

А что из себя представляет Армянская железная дорога, которую Россия желает взять. Армянская железная дорога существует более чем 100 лет, и уже 15 лет является железной дорогой независимой Армении. А с 1992 года наши поезда дальше Грузии не проезжали. Известно, что из четырех приграничных выходов ныне открыта только станция Айрум, ведущая в Грузию. Пересекающие границы Турции, Азербайджана и Нахичевана пропускные пункты Ахурян, Иджеван и Ерасх по известным причинам закрыты. В советские годы граница Турции также действовала не особенно активно. А после Грузии нашим поездам некуда продолжать дорогу: Абхазская железная дорога перекрыта. Подвижной состав армянской железной дороги более 20 лет не подвергался основательному ремонту. По словам директора организации “Армянская железная дорога” Арарата Хримяна, она имеет 22-32-летний срок эксплуатации, а он в скором времени подойдет к концу. Согласно законодательству железнодорожной системы стран СНГ, просроченный подвижной состав не имеет права пересекать границу своей страны. В том-то и причина, что наши власти решили приватизировать эту последнюю структуру, оставшуюся в руках нашего государства.

“Прежде всего, железную дорогу мы не продаем,- говорит Арарат Хримян.- Мы должны ее дать на аккредитованное управление. Для истории 25 лет – небольшой срок, после чего мы можем поступить так, как заблагорассудится. За 15 лет новый управляющий намерен вложить 178 млн.долларов. Этот размер определили наши специалисты вместе с экспертами Всемирного банка. Причем, 10 млн.долларов должны вложить разом”.

Армянская железная дорога имеет 1000 км основных и 250 км второстепенных линий. В ее распоряжении также 3000 вагонов, из которых 1200 сейчас используются для перевозки грузов, остальные ремонтируются и ставятся на замену изношенным. Эти 20-30-летние вагоны систематически ремонтируются в наших депо. У нас нет соответствующих заводов для более основательного ремонта. Таковые имеются в России, Украине, недавно выстроен в Грузии. По словам А.Хримяна, основательный ремонт вагонов продлит срок эксплуатации на 11 лет. Но в таком случае на основательный ремонт 1 вагона потребуется 14-15 тысяч долларов. Новый вагон стоит в 2-2,5 раза дороже. Капитальный ремонт 1 км железной дороги вместе с верхними подструктурами требует 200-250 тысяч долларов. По словам директора организации, “Армянская железная дорога” не располагает подобными возможностями. В силу этого систему решили приватизировать . Единственная модернизация армянской железной дороги выполнялась в прошлые 2-3 года на кредит Всемирного банка в 15 млн.долларов. Отремонтировано 70 км железной дороги. А это всего лишь 10% от требуемого. Последние несколько лет организация работала с прибылью. Как отметил А.Хримян, за прошлые 2-3 года получили 300-500 млн.драм прибыли. В этом году обьем грузоперевозок системы достигнет 3 млн.тонн, и прибыль не убавится. Однако, для ремонта системы эта сумма слишком незначительна. За 2006г. армянская железная дорога перевезет около 3 млн.тонн груза, а между тем в советские годы этот показатель был в 10 раз выше, то есть, в 10 раз выше была и прибыль. Основное назначение железной дороги, особенно армянской, обеспечение транзитных путей. Именно отсюда и поступит прибыль. Работа только на нужды собственной страны не обеспечит системе большой прибыли, ее развития и перспектив. А министр ТС Андраник Манукян недавно заявил, что сдав армянскую железную дорогу в частное управление, мы будем располагать достаточно широкой возможностью развить ее, и это будет противовесом нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейран. Как сейчас наша железная дорога со своими возможностями: с просроченным подвижным составом, выходом только в Грузию и незначительной прибылью, даже с модернизированной системой, но перекрытыми границами может стать противовесом или заинтересовать иностранного вкладчика. Если наша граница закрылась 15 лет назад, какие могут быть гарантии, что не останется перекрытой еще 15 лет. С какой стати иностранные организации должны выполнять вложения в таких условиях?

“Не будут же границы перекрыты до скончания века? Для соучастия в Евросоюзе Турции выдвинуто условие: открыть границу. Тогда наша железная дорога станет транзитной”,- говорит А.Хримян, который с недоверием относится к построению железной дороги Карс-Ахалкалак.

Вместе с тем, аналогичных проблем у нас хоть отбавляй. Перекрыта и ведущая в Россию абхазская железная дорога. И тут-то и нашли наши власти место для зацепки и даже могут оправдать сдачу железные дороги русским. Они могут развить следующую мысль: если нашей железной дорогой будут управлять русские, то у них появится заитересованность, чтобы абхазская железная дорога срочно была открыта, чему может последовать и открытие турецкой границы. А 178 млн.драм не такая уж большая сумма если растянуть на 15 лет. Почему наши власти вечно ищут иностранных вкладчиков? Если налицо такие широкие перспективы развития, то почему не найти вкладчика именно в Армении? Или за это время восстановить систему с помощью государственного финансирования. Ведь в таком случае прибыль получат наши, а не русский управляющий. Г-н Хримян не против, чтобы в конкурсе участвовали и наши структуры, затем вышли бы в победители, но в глубине души он – сторонник русских. “Это конкурс, участие – по желанию, но у русских мощная железнодорожная система, заодно и нашу подтянут,- говорит директор организации.- А наше государство не располагает подобными средствами. А если даже появятся средства, не лучше ли их вложить в другие области?”

Во всех случаях, русская ориентация очевидна. Может это не ориентация, а русское давление. И желание взять железную дорогу принадлежит именно русским. Ведь они уже владеют почти всеми стратегическими обьектами в области энергетики и связи. Последним был “АрменТел”, следующей будет железная дорога. Это – российская политика.