Демонстрация перед воротами НС

18/11/2006 Рафаел ТЕЙМУРАЗЯН

Начавшаяся 13-го ноября очередная «четырехдневка» НС ознаменовалась прежде всего тем, что лишь через 4 с половиной часа после начала удалось согласовать повестку дня заседания. Тем не менее, причиной такой затяжки с вопросами повестки дня стали вовсе не бурные дебаты.

Просто одна фракция за другой просили 20-минутные перерывы. А все остальное шло уже по накатанному сценарию: для обеспечения кворума зарегистрировались 106 депутатов, но лишь немногие из них соизволили присутствовать на «рассмотрении» вопросов. Голосование тоже шло обычным порядком: кое-кто из депутатов голосовал и за отсутствующих, что привело в ярость Аршака Садояна, который вынужден был во всеуслышание заявить, а вернее – заорать, что это ему надоело и он поименно назовет, кто и вместо кого голосовал. Он, впрочем, не исполнил свою угрозу. А после возражений депутатов вице-спикер Ваан Ованнисян, который вел заседание, призвал депутатов жать только на свои кнопки, и, заявив, что если законопроект не будет принят, то никакой трагедии не будет, снова поставил проект закона на голосование. Как ни странно, на этот раз он набрал еще больше голосов…

«Гвоздем» дня, был, бесспорно, законопроект «Об отчуждении собственности для общественных и государственных нужд». В тот день планировалось поставить его на голосование после второго чтения, однако сделано это не было. Перед началом заседания у ворот здания НС собрались с плакатами «Гражданское неповиновение!» и «Рушить дома – грех!» жители прежних и новых «зон отчуждения». Они пытались загородить дорогу депутатам и не пропустить их в здание. Кое у кого из демонстрантов даже возникла мысль взять некоторых депутатов в заложники, но на это они так и не пошли. Демонстранты были настроены довольно решительно: звучали заявления о необходимости требовать отставки правительства. Главной причиной возмущения явилась статья 18 законопроекта, которую демонстранты требовали изъять.

Депутаты, выступавшие в НС по данному законопроекту, указывали, что их предложения не были учтены. Так, например, Амаяк Ованнисян утверждал, что институт слушаний вовсе не самоцель. Так, заявил он, когда в октябре были организованы слушания по проекту закона от отчуждении собственности для общественных и государственных нужд, депутатов заверили, что их замечания и предложения будут учтены, а злополучная статьа 18 – изъята. Однако, как выясняется, мнения депутатов были полностью проигнорированы. На это спикер НС Тиграт Торосян заметил, что замечания, сделанные во время слушаний, необязательны к принятию, а кроме того, 10 предложений были все же приняты. А депутат Вардан Хачатрян предложил еще раз обсудить законопроект во втором чтении.

Что же представляет собой эта 18-я статья, по поводу которой разгорелось нешуточное возмущение? Дело в том, что она устанавливает: пострадавшие в результате отчуждения граждане не могут обжаловать ранее принятые судебные решения, касающиеся таких отчуждений. Председатель постоянной комиссии НС по государственно-правовым вопросам Рафик Петросян заявил, что хотя правительство и обещало изъять эту статью целиком, но, тем не менее, часть ее – «…если наличествует договор» – оставило. «То, что правительство приняло наше предложение, есть свидетельство глубокой защиты наших граждан, интересов ранее пострадавших людей, – подчеркнул Р. Петросян. – Множество предложений, в том числе и по прежним судебным решениям, мы провели во благо народа». Как раз в это время обстановка перед воротами стала накаляться, началось какое-то суетливое мельтешение. Оказываетсяч, среди демонстрантов разнесся слух, что кое-кто из их рядов – «люди Гагика Царукяна», засланные, чтобы развалить их сопротивление…

Как бы то ни было, на этом же заседании было продолжено обсуждение бюджета-2007, на которое пришел и премьер-министр Андраник Маргарян. Узнав от журналистов, что демонстранты собираются потребовать его отставки, а также ради провала законопроекта об отчуждении взять в заложники по два депутата от Республиканской и Объединенной трудовой партий, А. Маргарян посоветовал организаторам демонстрации заглянуть в Конституцию и выяснить, «могут демонстранты требовать оставки правительства или нет». «А что насчет взятия в заложники, то против этого у нас есть правоохранительные органы», – добавил премьер.

Коснувшись утверждений, что по части доходов проект бюджет «слишком смел», глава правительства вновь назвал этот документ «восхитительным». «Неважно, что он рисковый. Это выполнимый бюджет, и правительство учло то обстоятельство, что существует определенная доля риска, однако правительство в то же время предпринимает определенное шаги для ее нейтрализации и выполнения бюджета», – сказал он. А министр финансов и экономики РА Вардан Хачатрян, представляя в НС проект бюджета, заявил, что правительство намеревается достичь своих целей, в частности, «особенно сокращением теневого сектора экономики».