Старые монополии с новыми ярлыками

18/11/2006 Армине АВЕТЯН

В этом году на рынке сахарного песка организация “Салекс груп” занимает господствующее положение, обьем ее реализации составляет 91,4 процента. В прошлые годы с обьемом реализации в 99,4 процента монополистом импорта сахарного песка считалась организация Самвела Алексаняна “Флитфуд”. Правда, юридически организация не была зарегистрирована на имя С.Алексаняна, но это известно всем. Что же случилось в этом году? Может, состоялось перераспределение областей? Или в этом году С.Алексанян отказался от монопольных желаний ввоза сахарного песка и сохранил за “Флитфудом” только 7 процентов? Конечно, нет. Просто впредь сахарный песок будет ввозить в основном его организация “Салекс”. А что эта новая организация принадлежит тому же человеку, кроме располагаемой нами информации, видно и по названию “Салекс груп”, которая является сокращенным вариантом имени Самвел Алексанян, которая также не зарегистрирована на его имя. Словом, если “Флитфуд” также принадлежит С.Алексаняну, то почему он решил создать вторую и передать деятельность от одной организации другой? Дело в том, что “Флитфуд” имел иностранного пайщика и считался организацией, выполняющей иностранные вложения. А мы знаем, что организации с иностранными вкладами в определенный период освобождаются от уплаты налога с прибыли на 50 процентов . Вероятно, срок этой привилегии для “Флитфуда” в 2006г. подошел к концу. Еще не ясно, иностранный ли пайщик эта новая организация, или местный, и пользуется ли налоговой привилегией? Только знаем, что за прошлые 9 месяцев организация “Алекс груп” заплатила всего 10 млн. драм налога с прибыли и налога с дохода. Кроме того, в прошлые годы “Флитфуд” был признан организацией, занимающей господствующее положение, и был обязан представить отчет о ценообразовании ввозимого товара. Сейчас же ему принадлежит только 7 процентов импортируемого сахарного песка, то есть он лишен господствующего положения на рынке и освобожден от обязанности представления отчета. А пока подойдет к концу срок представления отчета новой организации, собственник будет пользоваться предоставленной ему возможностью – избегнет обьяснений: почему сахарный песок такой дорогой? И так до бесконечности. Причем, обе организации, импортирующие сахарный песок, не приняли приглашения участвовать на заседании комиссии и сделать какие-либо комментарии.

Следующий – рынок бензина, где в этом году господствующими организации признаны “Флеш” и “Ках Петрол Сервиз”, с паевой долей соответственно 44,1 и 40,4 процента. Эти две организации с 42,8 и 38,8 процентами являются господствующими и на рынке дизельного топлива. Наше законодательство не запрещает занимать господствующее положение, просто потом эти организации должны представить отчет о ценообразовании ввозимого товара комиссии по защите экономической конкуренции. Повестку дня заседания по части бензина и дизельного топлива можно считать интересной, даже сенсационной в том смысле, что главный бухгалтер организации “Ках Петрол Сервис” г-н Есаян заявил, что другие организации импортируют горючее топливо из Ирана и получают сверхприбыли. Когда же они пошли на такую попытку, то подверглись давлению. Г-н Есаян не вдавался в подробности. А замдиректора организации “Флеш” Мушег Элчян опроверг сказанное: “Мы ввозим из Болгарии и Румынии”,- сказал М.Элчян.

Однако не раз говорилось и публиковалось о том, что импортеры бензина из Ирана ввозят некоторые химические вещества и масла и мешают с бензином. Таким образом удешевляя себестоимость продаваемого бензина и резко снижая качество. Однако на нашем мелкооптовом рынке цены бензина одни и те же, будь то ввезенный из Ирана, России или Румынии. Разница в лучшем случае в 10 драмах. Представитель “Флеша” затруднился обьяснить такое положение вещей? Но на тех же принадлежащих “Флешу” бензоколонках цена за бензин вовсе не низкая, почти равна цене бензина в колонках, покупающих и продающих потребителям несоразмерно большими партиями, чем они. Только этого обстоятельства достаточно для утверждения, что на рынке бензина размеры теневого оборота и прибыли велики. Трудно сказать, какой отчет о ценообразовании представят комиссии эти организации, или какой вывод сделает комиссия, но одно уже ясно, что подобные заседания и отчеты, по большому счету, несут формальный характер, и, что организация, волею властей занимающая господствующее положение, тем не менее, свою сверх прибыль будет иметь. А комиссия ни по закону, ни в сугубо человеческом смысле не в силах что-либо существенно изменить. А Иран не будет продавать бензин Армении, ибо наша страна пребывает в состоянии войны. У Ирана договор с Азербайджаном о том, что стране, находящейся с ним в состоянии войны, горючего продавать не будет. Армянские же импортеры нашли иную дорогу и преспокойно обеспечивают себе сверхприбыли. Но импортеры бензина опровергли тот факт, что они получают сверхприбыли, и что эта прибыль “стала жирнее” благодаря обесцениванию доллара. По словам М.Элчяна, обесценивание доллара только способствовало тому, чтобы цена на бензин не слишком подскочила.

ГКЗЭК провела исследования на рынке еще некоторых товаров : на рынке коньяка признан господствующим “Ереванский коньячный завод”. Председателю комиссии Ашоту Шахназаряну непонятно, почему 1200-драмовый коньяк завод продает за 11.000 драм? И вообще, разница между мелкооптовыми и оптовыми ценами коньяка этого завода г-ну Шахназаряну кажется весьма странной, были непонятны и многие другие цифры, обьяснения которых он обязательно потребует. А в области услуг исследования проводились на рынке химчистки и с 40 процентами господствующей признана организация “Нью Шааб”, которая принадлежит одному старому знакомому, азерскому предпринимателю Парвизу Аламдари Носрати.