70 нотариальных контор Армении в своей повседневной деятельности могут услышать множество подобных просьб. На их работу граждане жалуются каждый день. А из беседы с нотариальными работниками становится ясно, что действительность в Армении много жестче и удивительнее, чем можно представить.
Некоторые утвержденные таксы за нотариальные сделки, по словам нотариусов, иногда вызывают недовольство граждан. “Зачастую жалуются, когда приходится платить за сделки, связанные с наследством”,- говорит один из нотариусов. Как он отметил, по мнению многих граждан, когда имущество их покойного родственника “переходит” к ним, это естественный процесс: простое “переименование”, и они не обязаны платить за эту услугу. Причем, по словам нотариуса, сделка удостоверения наследства стоит не дорого, например, если гражданин прописан в этой квартире, то сделка стоит 7000 драм (хотя разница между таксами сделок по наследству, в зависимости от различных обстоятельств, довольно большая).
Вместо этого, многие из нотариусов считают бессмысленным, что доверенность по продаже движимого имущества, например, автомашины, стоит 25.000 драм, то есть, дороже, чем сделка продажи той же автомашины. Напомним, что эти таксы утвердило правительство РА. Многие нотариусы придерживаются того мнения, что за нотариальное удостоверение гражданин должен платить определенный процент от суммы сделки. “Отсутствие подобного механизма в Армении у граждан вызывает возмущение. Покупатель однокомнатной квартиры на периферии Еревана спрашивает: почему за сделку купли-продажи недвижимости он должен платить ту же сумму, какую покупатель или продавец 4-комнатной квартиры в центре города, завода или аэропорта?”- говорит один из нотариусов. Как сложная сделка, за куплю-продажу недвижимости нотариусами взимается 20.000 драм. Причем, ту же сумму платит и покупатель квартиры, и, скажем, собственник аэропорта, а ведь обьемы его дела в несколько раз превышают размер прошлого дела, следовательно, на его изучение нотариус потратит несоизмеримо больше времени. В отношение такс жалобы граждан касаются не только недвижимости, но и договоров купли-продажи движимого имущества. Покупатель или продавец старой, поношенной и дешевой автомашины платит нотариусу ту же сумму, какую богатый покупатель нового “Хаммера”. Подобная “несправедливая” система такс непонятна и нотариусам.
Наследство – предмет распрей
Когда у нотариусов спрашиваешь: какие дела вызывают наибольшее количество споров, получаешь однозначный ответ: ”наследственные сделки”. Последние больше обременены проблемами, если покойник имел несколько жен и от каждой по несколько детей и т.д. В прошлом закон признавал только наследников двух поколений, а сейчас – 4 поколений. Наследники первого поколения – родители, дети и супруги, второго поколения – братья и сестра (по праву представления, их дети). Наследники третьего поколения – дедушки и бабушки, а четвертого поколения – дяди и тети (по праву представления, их дети). Зачастую по разным причинам между наследниками разных поколений возникают споры, которые разрешаются только судом.
Если гражданин долгое время отсутствует, и о нем нет никаких сведений, его родственники могут подать в суд, чтобы последний признал человека умершим. По словам одного из нотариусов, преобладающая часть “умерших” по суду в действительности живы. “Многие из них в свое время по фальшивым паспортам уехали за границу на постоянное проживание. По причине разных имен они не могут выслать доверенность, чтобы принадлежащее им имущество в Армении было продано. Их родственники вынужденно обращаются в суд, их признают умершими и продают дом или автомашину”,- говорит нотариус.
Однако во многих случаях это все совершается обманным путем и без ведома “покойника”. Как-то женщина обратилась в суд, признала своего мужа “умершим”, по свидетельству о смерти оформила наследство на себя и продала квартиру. Причем, будучи наделенная изрядной хитростью, сделки осуществляла в разных нотариальных конторах. Через какое-то время пожаловал муж и, представив паспорт, потребовал у нотариуса показать дело. Нотариус сказал, что он не в праве сделать это, поскольку это нотариальная тайна. “Ну, хоть скажете, когда я умер?”- попросил у нотариуса обманутый собственной женой человек. Другая женщина в недавнем прошлом подобным путем присвоила имущество своего дяди. Прибывший из-за рубежа дядя выяснил, что он не только “покойник”, но и племянница, ставшая собственником его квартиры, продала ее, в том случае, когда он имеет жену и детей.
“Иногда люди нас, нотариусов, именуют “буквоедами”. Но в нотариальном деле точность даже одной буквы может иметь большое значение”,- уверяет другой нотариус. По его словам, много лет назад один из братьев близнецов – Арман, предстал перед нотариусом вместо другого брата – Армена (представил паспорт последнего), отказавшись от наследства родителей в пользу Армана. А затем Арман предстал уже под своим именем и получил “подарок” брата.
“Зачастую при осуществлении сделки у меня проскальзывает мысль, что это дело впоследствии войдет в суд, но делать нечего, поскольку все в рамках закона”,- отмечает еще один нотариус. Недавно в суд обратилась пожилая женщина с уведомлением, что свою квартиру она не подарила своему опекуну, а продала. А нотариус представил в суд документ, подтверждающий обратное, который эта женщина написала своей рукой. По словам нотариуса, нередко пожилые люди оформляют дарственный документ, а потом сожалеют об этом.
В течение своей напряженной и не очень приятной работы нотариусы нередко встречаются с курьезными историями и интересными выражениями граждан. Иногда последний подходит к очереди перед кабинетом нотариуса и спрашивает:”Где конец нотариуса?” Или же спрашивает:”Сколько стоит копия одного нотариуса?” А когда гражданин желает перевести свою квартиру на имя матери, говорит нотариусу:”Хочу свой дом перевернуть на мать”.