Во время встречи в клубе «Аргумент» Эдуард Агаджанов вновь обратил внимание журналистов на обесценение доллара и его отрицательные последствия. Прежде всего он призвал не верить сказкам Центрального банка о том, будто укрепление драма объясняется рыночными факторами. Объяснение этого явления, по мнению экономиста, одно и очень простое – грабеж. «Грабя трансферты, мы грабим сами себя!», – убежден экономист.
Обуздание инфляции с помощью одной лишь кредитно-денежной политики Эд. Агаджанов считает неприемлемым и предлагает собственные решения: «Если объем драмов превышает объем товаров и услуг, то необходимо стимулировать экономику, что приведет к росту объема товаров и услуг, и инфляции не будет».
Отметим, что в отличие от предыдущих встреч, Эд. Агаджанов на этот раз не стал много говорить о статистических данных. Говоря о последствиях снижения курса доллара, он привел лишь один пример: в 2003 г., когда доллар стоил 580 драмов, киловатт электроэнергии стоил 4,3 цента, тогда как сейчас он подорожал в полтора раза – до 6,5 цента.
В результате всего этого мы имеем снижение объемов экспорта на 3,6%, а дефицит внешней торговли вырос на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Спад идет и в промышленности. «Продукция внутреннего производителя заменяется импортной продукцией, и она вытесняется в внутреннего рынка», – заявляет Эд. Агаджанов, добавляя, что в нормальных странах экспорт должен составлять 60-70% ВВП, а у нас он не превышает 15-16%.
Если так будет продолжаться, то вскоре мы будем иметь двузначные цифры экономического спада», – убежден экономист. Властям же «до лампочки» то, что происходит в экономике, и это тревожит его больше всего.
Г-н Агаджанов с доброй завистью говорить о примере России. Там рост экономики снизился с 7% до 4,5%, и это сразу встревожило власти. «Путин вызвал министра финансов, председателя ЦБ и отодрал их за уши, велев, чтобы доллар не слишком усиливался», – подчеркнул экономист.
Причина такой разницы в действиях властей, по мнению г-на Агаджанова, заключается в том, что при властных структурах РФ действуют серьезные аналитические центры, мнение которых учитывается. Там министры дискутируют по экономическим вопросам. У нас же такого нет. «Доводилось ли вам видеть, чтобы Карен Чшмаритян и Вардан Хачатрян спорили по какому-либо экономическому вопросу?» – спрашивает Эдуард Агаджанов.
Все дело, считает он, – в позорно низком уровне экономической мысли. «Наша беда не в том, что у нас нет недр, а то, что наша политэкономическая мысль находится на нулевом уровне», – утверждает г-н Агаджанов.
Но даже если наши старые и новые оппозиционные партии, хотя бы «Национальное единение», «Страна законности», Народная партия, помимо разглагольствований с трибуны НС о курсе доллар-драм пригласили из-за рубежа нескольких серьезных аналитиков, провели исследования и доказали, что экономике страны грозит серьезная опасность, то прислушаются ли к их мнению власти? На этот наш вопрос Эд. Агаджанов ответил, что очень большую роль в смене экономической политики играет политическая воля.
Однако если за словами будет стоять серьезная профессиональная аргументация, то это будет означать уже большую силу, способную оказать давление на власти.
Впрочем, убежден Эдуард Агаджанов, такого у нас никогда не произойдет, а партии вокруг такой идеи не объединятся, ибо им надо решить гораздо более насущные вопросы. Например, кто кого «кинул». А серьезного, концептуального анализа, считает он, никто не хочет делать.