Время мутить воду

03/10/2006 Армен МАРТИРОСЯН

На развитие последних внутриполитических процессов в Армении большое влияние оказал состоявшийся 22-го июля внеочередной съезд Республиканской партии Армении, в ходе которого, как известно, министр обороны Серж Саркисян был избран председателем РПА, а саму партию пополнил ряд влиятельных политических деятелей и бизнесменов.

После съезда республиканцы подчеркивали, что этот съезд можно считать историческим в том смысле, что произошла консолидация политической силы, имеющей в политическом поле Армении свое особое место и роль (в лице РПА) и целого ряда известных политических личностей, поэтому можно с уверенностью сказать, что впервые в истории РА четко сформировался национально-консервативный полюс. По их мнению, это поставило перед другими политическими силами задачу сформировать либеральный и социалистический политические полюса, что позволит агитационную кампанию к выборам 2007 года перенести с плоскости вульгарной и безыдейной чуть ли не уличной склоки в поле цивилизованной программной конкуренции.

Однако республиканцы не учли одного обстоятельства. И именно: в совет РПА вошли люди, неизвестные до этого как публичные политики и имеющие в своих биографиях темные страницы. Люди эти обладают определенными экономическими рычагами, внушительными капиталами, а значит, и политическим влиянием. Это позволило нашей оппозиции ввести в обращение выражение «сращение власти с криминалом». Следует заметить, однако, что люди, пополнившие ряды РПА, и до того были известны тем, кто запустил это выражение, поэтому этот шаг оппозиции следует расценить скорее как тактический прием, призванный повысить в народе авторитет самой оппозиции. Расчет довольно прост и понятен: в стране все не так, как хотелось бы гражданам, имеется множество нерешенных социальных проблем, атмосфера недоброжелательности и недоверия к власти, и так далее. Разумеется, борьба с криминалом необходима, однако для этого существуют специальные государственные институты и органы. С другой стороны, «антикриминалисты» поступили бы гораздо честнее, направив острие своей критики не против одной конкретной политической силы, а против всей той коррумпированности, которая существует во всех сферах нашей жизни и среди всех политических сил. Но этого не происходит, и это косвенно подтверждает, что все это движение направлено именно против конкретного адресата – Республиканскую партию.

Следует учесть также, что особую роль в этой пропагандистской борьбе особую роль играют и СМИ. Распространяя сплетни, что стало уже определяющим стилем всей их деятельности, они смогли поднять большой шум. Стоит также отметить, что в этой пропагандистской войне РПА допустила несколько ошибок. Во-первых, они с самого же начала взяли игру на себя и предложили участникам «антикриминального фронта» указать конкретных лиц и факты. Было вполне очевидно, что «актикриминалисты» должны были назвать несколько имен, никак не обосновывая, однако, «криминальный» характер этих людей, поскольку политических деятелей, являющихся собственниками нескольких предприятий или председателями советов достаточно влиятельных концернов, предостаточно не только в РПА, но и во всех других партиях, в том числе и оппозиционных.

Отметим также, что те, кто ввел в политический оборот вышеупомянутое выражение, до сих пор не могут определиться с тем, что конкретно имеют в виду, и дают разноречивые комментарии. А это значит, что эти политические силы или мужи либо не в состоянии выступить с единым толкованием понятия «криминала», либо же осуществляют предварительный этап задумки определенных сил «половить рыбку в мутной воде», а именно – мутят воду. И с этой целью, желая повлиять на чувства и настроения общества, толкуют понятие «криминала» как ошибки и упущения государства при решении волнующих страну и народ проблем.

Попытаемся проанализировать одно из «разоблачений», прозвучавших на последнем собрании «антикриминалистов». Речь об озвученных Арамом Карапетяном «криминальных фактов», касающихся Армена Вирабяна по кличке Шварц. А. Карапетян отмечает, что это та самая личность, которая осуществила в Москве определенные действия против Сержа Джилавяна – разумеется, без указания, какие именно конкретные действия. Мы попытались кое-что уточнить и выяснили, что расследование этого дела вели отнюдь не армянские правоохранители. И тут возникает вопрос: откуда у А. Карапетяна эта информация? О ходе этого дела мог знать лишь очень ограниченный круг лиц, и одним из них был Ашот Манучарян, в свое время бывший одним из ответственных за национальную безопасность. Все известные нам мероприятия, которыми руководила эта личность, оканчивались полнейшим фиаско. Если же вариант «утечки» со стороны А. Манучаряна отпадает, то, следовательно, информацию А. Карапетяну предоставили спецслужбы другой стороны, связями с которыми, между прочим, так гордится А. Карапетян. С другой стороны, оценку того, насколько имеют моральное право ничем в своей области не блеснувшие бывший начальник ГАИ Гарник Мартиросян, бывший министр ВД Сурен Абрамян и Л. Галстян именно сегодня делать свои «антикриминальные разоблачения», мы оставляем на усмотрение самого читателя.

В этом контексте достаточно примечательной выглядит позиция «антикриминальных» деятелей: кто не с нами, тот ярый представитель олигархическо-клановой системы! Речь, в частности, о последних событиях в Союзе конституционного права (СКП), в результате которых Грант Хачатрян вынужден был уйти из родной партии и из политики вообще. Уже на следующий день «антикриминалисты» заявили о своей готовности продолжать сотрудничество с СКП. Отметим также, что, согласно «168 часов», тексты этих заявлений практически не отличаются друг от друга – косвенное свидетельство того, что они были написаны в одном месте. Но этим дело не закончилось. На первой странице газеты СКП «Иравунк» («Право») от 26.09.06 опубликована статья, в которой Гайк Бабуханян отмечает, что СКП и «Иравунк» одержали победу над олигархо-криминальной системой. То есть, что представителем этой системы в партии был именно Грант Хачатрян. Однако, как нарочно, именно этот политический деятель отличался своим скромным житьем-бытьем и умеренностью.

Не случайно и то, что в «движении» не принимает участие и Армянское общенациональное движение, прекрасно осознающее, что это навязанная извне игра. Это значит, что на основе вышесказанного можно прийти к достаточно обоснованному выводу: есть определенные силы, почти наверняка не из Армении, которые и руководят всем этим процессом. Цель одна: дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране заставить наши политические силы засыпать друг друга бессмысленными обвинениями. Если такое положение продлится и дальше, то вскоре возникнет ситуация, когда ни одна политическая сила в стране уже не будет доверять другой, а это, в свою очередь, дискредитирует все наше общественно-политическое поле. Возникнет хаос, который и даст возможность внешним силам управлять в Армении любыми процессами.