– Albania?
– No, Armenia…
– Romania?
– Armenia, Turkey, Russia, Armenia!
После традиционной уже в Америке путаницы с географией и уточнения топонимов началась наша беседа с преподавателем гарвардского университета, доктором политологии, профессором Стефеном Уолтом, который в эти дни выступает с особым докладом «В чем ошибка внешней политики США и как ее исправить?» Обладающий скандальным авторитетом Стефен Уолт – наверное, самый известный в Соединенных Штатах. Его статья «Израильское лобби: не обладает ли оно чрезмерным влиянием на внешнюю политику США?» самое, пожалуй, дискутируемое после книги Фукуямы «Гибель цивилизации». Уолт оказался из тех немногих, кто в открытую заявил о необходимости уменьшения ежегодной помощи Израилю и о сверхмощном влиянии еврейского лобби, что вызвало исключительно бурную реакцию. Его статью, кстати, отказались печатать некоторые крупные издания.
Вышеупомянутый доклад Уолта охватывает американскую внешнюю политику последних пяти лет. Он, по сути свое, представляет анализ доктрины «после 11-го сентября».
Наиболее очевидной общемировой тенденцией ученый считает «демократизацию насилия». По его мнению, 100 лет назад 100 человек могло убить только государство. Сегодня это под силу любой радикальной группе средней подготовленности.
Уолт отказывается называть США империей – эта страна, по его мнению, не империя, созданная на базе ресурсов и территорий нескольких стран. США, считает он, «всего лишь» сверхмощное государство, главной ошибкой которого является Ирак. «Нужно как можно скорее уйти из Ирака, установить конечный срок и не отклоняться от графика. Кстати, проблема заключалась не в том, обладал ли Садам Хусейн ядерным оружием, или нет. Он мог его иметь. Или мог заиметь. И заимел бы. После быстрой победы в Афганистане нам казалось, будто то же самое будет в Ираке – короткая и недорогая война. Этого не произошло. Мы уже потратили 100 млрд долларов, не считая людских потерь. Шум по поводу заключенных тю рьмы Абу-Грейб, партизанское сопротивление, недальновидная политика Белого дома могут приумножить армию наших врагов и лишить нас друзей. Мы должны восстановить свой престиж после Ирака. Надо вести переговоры с Ираном. В сущности, США сделали все для Ахмадинеджада: раздули вопрос ядерного топлива, подняли новую волну национализма. А надо было всего лишь сказать Ирану: если мы разрешим тебе иметь ядерное оружие, то твои соседи тоже захотят иметь его. Так что же – вооружать всех?»
Стефен Уолт, считающийся либеральным международником, считает, что пришло время США улучшить отношения с арабским миром и вести по отношению к Израилю более сдержанную политику. Американские мегамедийные средства на сегодня уже утратили свое монопольное положение. Поэтому «Америке нужны стратеги, ученые, которые могут говорить по-арабски, появляться в эфире «Аль-Джазиры», разъяснять наши цели», – говорит Стефен Уолт.
Свой новый метод строительства отношений с миром Уолт называет «селекторным» или индивидуальными: от региональных связей к межгосударственным и даже внутригосударственным. По его мнению, есть страны, правительства которых не в состоянии даже справедливо распределять американскую помощь. «Европа еще с нами, конкуренции Китая не следует бояться, а с Путиным надо вести себя осторожно», – говорит ученый.
Профессор Уолт любезно согласился ответить на наши вопросы.
– Г-н Уолт, в какой мере Южный Кавказ входит в сферу глобальных интересов США?
– В числе глобальных интересов и заинтересованностей США Южного Кавказа нет – он даже не упоминается.
– Но ведь только в этом году президенты двух кавказских государств посетили Вашингтон. Не исключено, что состоится и визит президента Армении. Неужели взаимные визиты были бы столь активными, если бы Кавказ не стоял на повестке дня?
– Я два раза бывал в Грузии. В первый раз это было в середине 80-х, когда никто еще не верил горбачевскую перестройку и гласность, а во второй раз – в конце 90-х, когда недовольство уже набирало силу. Внимание на Кавказ начали обращать только в последнее время, да и то потому, что строился нефтепровод. До этого интенсивного сотрудничества не было, оказывалась главным образом гуманитарная помощь. Кстати, на душу населения в Армении приходится по 30 долларов американской помощи, тогда как в Грузии и Азербайджане – всего 1,5 долларов. Почему так? Из-за того, что Армения более демократическая страна, чем соседи, или что в ней больше уважаются права человека? Конечно же, нет! Я очень хорошо осведомлен о деятельности армянского лобби: такое распределение помощи происходит благодаря ему. Изменит ли нефтепровод отношение к Кавказу? Я думаю, что этот вопрос следует обратить скорее к европейцам, чем к американцам. Нефть потечет туда. Так что в глобальных интересах США Южного Кавказа нет.
P.S. Может быть, Южнокавказский регион или его страны по отдельности действительно не вписываются в логику глобальных стратегических интересов США, однако не следует забывать, какое большое внимание обращает Белый дом на нефтяные запасы. Именно в этом контексте воспринимает американская пресса предстоящий визит в США президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В 1990-х годах американский суд предъявил Назарбаеву обвинение в том, что он взял от американских бизнесменов взятку в размере 78 млн долларов. Джордж Буш, который объявил войну клептократии (выходящей уже на международный уровень коррупции высокопоставленных иностранных должностных лиц), готовится принять одному из самых «выдающихся» ее представителей. А вот почему – разъясняет «Вашингтон пост». «Казахстан с его 15-миллионным населением играет чрезвычайно важную роль на международном энергетическом рынке. Имея наибольшие запасы в Каспийском море, Казахстан добывает ежедневно 1,2 млн баррелей, из которых 1 млн баррелей экспортирует. К 2015-му году Казахстан намеревается довести этот показатель до 3,5 млн баррелей, превзойдя Иран. За добычу этой нефти конкурируют российские и американское компании», – пишет газета.