Между председателем Союза конституционного права (СКП) Грантом Хачатряном и вице-председателем партии, председателем редакционного совета партийной газеты «Иравунк» («Право») Гайком Бабуханяном пробежала черная кошка…
Об этом общественности стало известно в конце прошлой недели, когда члены президиума голосованием вывели из его состава Г. Бабуханяна. Всего за несколько дней до этого из состава президиума был выведен и директор «Иравунка» Гегам Григорян. На состоявшейся 16-го сентября конференции СКП разногласия между председателем партии и вице-председателем еще более обострились. Сторонники Г. Бабуханяна утверждают, что их изоляция является «заказом» министра обороны Сержа Саркисяна. А редактор «Иравунка» Ованес Галаджян напомнил присутствующим о том, когда именно началось партийное давление на Г. Бабуханяна: с того самого времени, когда у «Иравунка» возникли проблемы с Александром Саркисяном (братом Сержа Саркисяна), и после того, как Г. Бабуханян выступил с открытым письмом к Сержу Саркисяну в защиту Г. Галаджяна. Иначе говоря, бабуханяновское крыло обвиняет хачатряновское крыло в том, что они – «люди Сержа», а последние вменяют Г. Бабуханяну «в многомиллионных злоупотреблениях». А поскольку проверки действительно выявили факты материальных злоупотреблений, то Г. Хачатрян выступил с предложением на три месяца заморозить деятельность Г. Бабуханяна. Почувствовав, однако, настроения участников конференции, Г. Хачатрян покинул его, и оно продолжалось уже без него. Предложение же на три месяца заморозить деятельность Г. Бабуханяна было поддержано всего 16 делегатами (из 296-и). В ходе конференции был избран новый президиум, а вице-председателем СКП стал Г. Бабуханян. Он объявил Г. Хачатряна почетным председателем партии, и в последний в свое отсутствие был избран председателем СКП.
Характерно, что говоря о партийных дрязгах, Г. Хачатрян и Г. Бабуханян отзываются друг о друге довольно положительно.
Как бы там ни было, Г. Хачатрян заявил, что не признает результатов вышеупомянутого голосования, поскольку никто из его членов не получил больше половины голосов присутствующих делегатов, что противоречит уставу партии. По словам Г. Хачатряна, в партии в последние месяцы готовился «переворот», что стало очевидным в ходе конференции. «Моя задача сейчас заключается в том, чтобы оценить, действительно ли СКП в целом имеет достаточно сил, чтобы остаться столь же независимой, столь же не руководимой извне, как было все эти годы. Для этого я и решил, что, что единственная возможность для этого – изоляция Бабуханяна от последнего этапа организационной работы», – отметил в беседе с нами Г. Хачатрян. Он не желает быть председателем партии, которая находится на грани утраты независимости, и именно поэтому требует, чтобы Г. Бабуханян до среды отказался от должности вице-председателя партии. По мнению Г. Хачатряна, только таким образом удастся оздоровить атмосферу в СКП. По его убеждению, то что Г. Бабуханян предложил его кандидатуру в председатели партии, было одним из запланированных сценарием переворота шагов. «В этой части он попытался пойти со мной на сделку. Он пришел ко мне, сказал, что я зря сомневаюсь в нем, все будет хорошо, а потом вышел и сказал своим сторонником: «Никуда Грант не денется, это я его держал, поэтому вынужден будет согласиться!» Вот такова правда», – отметил Г. Хачатрян. Он призывает людей, имеющих влияние на Г. Бабуханяна, «пока не поздно, остановить его и удержать от неверного пути». Как сказал Г. Хачатрян, Г. Бабуханян занимался финансовыми вопросами по его поручению, и он ничего криминального в его действиях не видит. По свидетельству Г. Хачатряна, поводом для спора послужили несоответствия на сумму около 3 млн драмов в двух документах, составленных между «Иравунком» и распространяющей газету организацией. Кроме того, говорит он, имеются достигающие многих миллионов долги, которые фактически безнадежны – вот здесь-то, считает Г. Хачатрян, попахивает протекционизмом. Председатель партии считает также, что финансовые потоки партии обуславливались также кое-какими политическими компромиссами, след которых проглядывает на страницах «Иравунка». «Были определенные компромиссы в смысле политической рекламы, – компромиссы, которые были неопасны для партии», – говорит Г. Хачатрян, не указывая, впрочем, какую именно политическую направленность имели эти компромиссы. Чтобы получить рекламу, отмечает Г. Хачатрян, должны иметься определенные соглашения с «крышами», иначе ее не получить. «Но, повторяю, ничего опасного вредного и противоречащего моральным принципам не было», заверил Г. Хачатрян, добавив, правда, что неопасные раньше компромиссы сегодня обретают опасный характер. Он выражает опасение, что партия может стать игрушкой в чужих руках, хотя и не стал уточнять, каких именно.
Так или иначе, заявляет Грант Хачатрян, если до среды Г. Бабуханян не подаст в отставку, то тогда он сам вообще уйдет из политики и не станет заниматься даже общественной работой. Желая найти работу, Г. Хачатрян даже обратился через журналистов к компаниям, нуждающимся в высококвалифицированных радиоинженерах (это его специальность), Впрочем, даже уходя из политики, он не собирается возвращать депутатский мандат. Заметив, что давно уже подумывал отказаться от депутатства, Г. Хачатрян все же отмечает, что для того, чтобы быть защищенной, партия должна быть, во-первых, парламентской, а во-вторых, как он выразился сам о себе, «пока Гран Хачатрян все еще на арене, пока он не ушел целиком из политики, пока не гарантировано, что он сумеет найти другую работу, – он должен иметь право последнего публичного выступления в присутствии парламентской охраны». «Неприкосновенность по мандату для меня – это возможность последнего публичного выступления, и я не лишу себя этой возможности – эту возможность я буду сберегать столько времени, сколько определено доверием народа», – подчеркнул он.
А Гайк Бабуханян в беседе с нами заявил, что не собирается подавать в отставку, ибо его действия не своеволие – именно съезд избрал его для координации нормальной деятельности партии. Что же касается финансовых проблем, то, по его словам, «я сам раскрыл некоторые моменты недисциплинированности, и эти моменты требуют, чтобы председатель партии и главный бухгалтер дали отчет о том, почему по этим вопросам возникает беспорядочная ситуация». Вот уже восемь месяцев он заинтересован в том, чтобы эти вопросы были прояснены, отмечает Г. Бабуханян. Он заверяет также, что в случае ухода Г. Хачатряна политическая линия партии не изменится. Более того, говорит он, партия вовсе не станет игрушкой в чужих руках не свернет со своего пути.