«Нечто падающее из шести букв, последняя буква – «р». Встретив в кроссворде такой вопрос, руководитель армянской импортирующей компании с довольной улыбкой на лице без колебаний вписывает в клеточки слово «доллар». Однако, оказывается, порой и импортерам, подобно обычным гражданам, становится вовсе не смешно эт этого непонятного явления.
Недавно один из импортеров в частной беседе с нами признался, что продолжающееся укрепление доллара вызывает в нем все большую тревогу. Более того, уверял он, он ничего не выигрывает от падения курса доллара, поскольку «крупные транснациональные корпорации не дают импортерам получать дополнительную прибыль».
Так, предположим, что несколько месяцев назад, когда доллар стоил на армянском рынке 450 драмов, некая импортирующая сигареты компания покупала у иностранного производителя пачку сигарет за 40 центов (180 драмов). Теперь, когда доллар стоит 380 драмов, он за ту же пачку платит 152 драма, тогда как стоимость сигарет на нашем рынке не снизилась. Так каким же образом зарубежная фирма «уводит» дополнительную прибыль импортера? А так: существует договор, по которому производитель обязуется продавать свой товар импортеру по 40 центов за пачку. Но договор может быть пересмотрен, и не исключено, что закордонный делец, учитывая беспрецедентное падение доллара в Армении, повысит цену, тем самым вогнав в уныние импортера, воодушевившегося было в предвкушении дополнительной прибыли.
Впрочем, такие «жалобы» в Армении особо не котируются: армянские импортеры очень хорошо знают «уникальные особенности» нашего рынка и умеют заключать с иностранцами «разумные» договора. Так оно и на самом деле. Кроме того, цены на импортные товары в Армении не понизились даже на драм, поэтому просто удивительно, что импортер может не оказаться в выигрыше от падения курса доллара.
В беседе с нами руководитель одной крупной импортирующей компании заметил: «От колебаний курса доллара мы не думаем о том, выиграем или проиграем. Независимо от всего, у нас имеется стабильный доход». И добавил, что о политике транснациональных компаний ничего сказать не может.
Импорт сегодня – самый прибыльный бизнес для армянских бизнесменов. А вот внутренние производители, особенно те, которые производят товар на экспорт, однозначно в убытке от падения курса доллара. Страдают и инвесторы. Основные инвесторы получают кредитные ресурсы главным образом из-за рубежа, причем большей частью в долларах. Предположим, что бизнесмен взял кредит в размере миллиона долларов для строительства в Ереване торгового центра. Ему предстоит перевести доллары в драмы – чтобы купить стройматериалы, платить зарплату рабочим, покрыть транспортные издержки, заплатить за электроэнергию и т. д. Жизнь в Армении дорожает, цены растут, а вместе с ними и расходы. И вот, прибавляя к расходам и следствие удешевления доллара, бизнесмен понимает, что валютный кредит оказался для него очень дорогим удовольствием. Чтобы покрыть издержки, инвестиция должна оправдать себя. Как раз в этом отношении инвестиции в Армению становятся рисковыми.
Поэтому-то в самом выигрышным положении сегодня оказываются в Армении импортеры, которых можно в каком-то смысле назвать перекупщиками. Другое дело, если бы они при этом и снижали цены на свои товары. Увы, это нереально, поскольку такого понятия, как снижение цен, в Армении вообще не существует.