Оппозиция в очередной раз выступила с инициативой, изначально обреченной на неудачу. Речь об антикриминальном движении. А дело в том, что оппозиционные политические партии не обладают ни рычагами, ни ресурсами для борьбы с криминалом. Да, между нами говоря, это и не их задача. Что и говорить, название «антикриминальная движение» само по себе звучит красиво, а выступления на эту тему могут быть весьма впечатляющими, но в любом случае борьба с криминалом – функция правоохранительных органов. Для этого государство выделяет им необходимые средства, дает оружие и право на его применение, строит тюрьмы и так далее. И если после всего этого правоохранительные структуры не борются с криминалом, а власти терпят это их бездействие, то очевидно, что оппозиции следует бороться надо именно против такой власти. Словом, опять выбрали неверную мишень.
Кроме того, убежденность оппозиции, что вот общество объединится и поведет непримиримую борьбу с криминалом, попросту самообман. Как вы (или они?) это представляют? Что народ создаст боевые отряды, вооружится, скажем, железными прутьями и обрезками водопроводных труб и пойдет крушить джипы, проскакивающие на красный свет? Такого не будет. Да и вообще наше общество давно свыклось с тем, что законы – это чистая формальность, а главное – «понятия». Помните, Роберт Кочарян, чтобы выдвинуться в президенты Армении, представил справку из ЖЭКа о том, что он последние десять лет прожил в Республике Армения? Даже адрес был указан – где-то в Ачапняке. Разумеется, все знали, что последние десять лет он не жил в Армении, но вопрос этот общественность как-то не взволновал. «Подумаешь, эка невидаль, лишь бы президентом стал хорошим», – подумало большинство. Между прочим, политические силы, ныне предъявившие заявку на борьбу с криминалом, тоже тогда не стали особенно «копать». А ведь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: если в стране руководствуются не законами, а понятиями, то все политические и экономические вопросы здесь будут решаться посредством «разборок» и что в разбирательстве кто прав, а кто нет, неизбежно будут жертвы.
Кстати, общество именно так продолжает понимать и участившиеся в последнее время убийства. И более всего общество волнуют не сами убийства, а то, что они происходят средь бела дня и что при этом страдают и ни в чем не повинные люди. Поахают люди несколько минут над наглостью преступников и тут же начинают спорить – «следовало» или «не следовало» прикончить?
Примечательно, что ни одна из политических сил так и не осмелилась во всеуслышание заявить, что нынешний разгул криминала – явление политическое, причем являющееся следствием осуществляемой властями внешнй и внутренней политики.
Так, заявляется, что Армению вытесняют из общерегиональных интеграционных процессов и что этим мировым вызовам мы должны противостоять исключительно за счет собственных ресурсов. Это означает, что Армения должна стать «организованным государством». Но как можно стать организованным государством, имея либеральные законы? А очень просто: все эти законы должны оставаться только на бумаге, а в жизни будут действовать «понятия». Скажем, по закону каждый имеет право ввозить в страну топливо, но на деле только президент определяет, кто будет завозить и сколько. Или: по закону депутатов выбирает народ, а на самом деле именно президент определяет, кто будет избран. Или еще: по закону курс доллара определяет рынок, а в действительности – председатель Центрального банка. Само собой разумеется, что нарушители этих неписанных законов также наказываются. Но поскольку эти неписанные законы незаконны, то и наказание может быть незаконными.
Проще говоря, с того самого момента, как было решено, что Армения должна существовать за счет внутренних ресурсов и стать «организованным государством», перед криминалом зажегся зеленый свет, поскольку изначально было известно, что «организовать» государство можно будет только незаконными (то есть криминальными) методами. И действительно, посмотрите: даже «внутриполитическая стабильность» обеспечивается криминальным путем. Для разгона митингов оппозиции полиция и бритоголовые действуют плечом к плечу.
Выход один. Надо не провозглашать «антикриминальное движение», а бороться против политики развиваться только на основе собственных ресурсов. Надо понять, что в осуществлении этой политики криминалу отводится самая важная роль. А значит, невозможно бороться с криминалом, не изменив саму политику.