– В последний период из союза все время выходят депутаты и их число со временем увеличивается. Это вас не беспокоит?
– Из “Справедливости” не выходят все время. Союз сформировался из девяти политических партий, семь из которых представлены в Парламенте. Семь же, за исключением Шаварша Кочаряна, который заявляет, что он на время приостановил свою деятельность во фракции “Справедливость”, и Арама З.Саргсяна, который вообще не входит в здание Парламента, все остальные участвуют в работе фракции. Что касается выхода из союза в последний период Виктора Даллакяна и Татула Манасеряна, то они свои обьяснения дали. В случае В.Даллакяна нет необходимости давать комментарий. Он отметил, что выходит и что благодарен, что все это время работал с фракцией “Справедливость”. Какого-либо основания – личных, ненормальных человеческих отношений между членами фракции или руководителем не было. Конечно, было бы правильно, чтобы спросили также и их, в чем же причина. Относительно причины пытался говорить Татул Манасерян, она однозначно неприемлема. Что означает его заявление? Уже четвертый год он работает во фракции “Справедливость”, и хоть раз со стороны Татула Манасеряна относительно активизации фракции, союза, введения чего-то нового или недовольства по поводу работы не было. Подобного не существовало. И если был вопрос, он его первый должен был представить фракции, на заседаниях которой он всегда участвовал. Так что, его заявление, сделанное относительно пассивности “Справедливости”, абсолютно безосновательно.
– Никогда не выражал недовольства деятельностью союза, не предлагал проводить митинги?
– Нет, такого и в помине не было. Если б, например, подобную формулировку дал Аршак Садоян, где-то было бы понятно, потому что А.Садоян часто представляет подобного рода предложения. Причем, Степан Демирчян к этим вопросам подходит очень демократически и предложения представляет на общее обсуждение. Решения выносятся коллегиально. Иногда предложения Аршака Садояна принимаются, иногда – нет. Есть вещи, которые члены фракции не разделяют. Например, предложение Аршака Садояна о создании отрядов от 20-25 тысяч “мускулистов”. Такие вещи не принимаются. Или же предложения относительно изменений Избирательного кодекса. Знаю, что часть членов фракции не принимает то положение, чтобы во время митингов присутствовали авторитетные в международном мире люди из зарубежных стран, дабы по отношению к оппозиции не было притеснений. Но об этом говорят во фракции, однако, как быть, решается коллегиально.
– Не припоминаете ли случая, когда бы Татул Манасерян предлагал организовать митинги, “бить-сокрушать”, а Степан Демирчян сопротивлялся, повторяя : “все в рамках Конституции”, и таким образом низвергал его внутреннюю революционную приверженность?
– Нет, исключено. Если кто-то такое предложение помнит, может сказать. Может, я не хорошо помню? Пусть хотя бы Татул Манасерян обьяснит, о чем же речь. Думаю, что давать подобную оценку совершенно не к месту, не правильно. Человек, пришедший в Парламент по списку союза “Справедливость”, не должен иметь подобного отношения. Это не воспринимается, неправильно. Может, истинная причина его выхода в другом? Пожалуйста, пусть представит причину, но то обоснование, которое представляется, совершенно не приемлемо с нашей стороны. Что касается явления выхода из союза, то мы имеем свои оценки. По моему, союз предвыборный союз, который существует для всего промежутка времени этого созыва, и после окончания деятельности этого Парламента этот предвыборный союз более не будет существовать. Кстати, это беспрецедентное явление, что предвыборный союз существует так долго, было много союзов, но они имели очень короткую жизнь. Слава богу, “Справедливость” действовала долго, и сегодня, когда происходят подобные перемещения, тоже понятно. Не исключено, чтобы снова были перемещения, потому что срок полномочий уже приходит к концу, и вполне возможно, что на следующих выборах “Справедливости” уже не будет, потому что всякая политическая сила имеет свои программы, подходы. Естественно, каждый пойдет своей дорогой. Но фракция продолжит работать до завершения своих полномочий.
– Вы тоже придерживаетесь того мнения, что Татул Манасерян, оставляя союз и фракцию, должен был сдать свой депутатский мандат, поскольку он его приобрел будучи в списке союза. Кстати, напомню также, что Т.Манасерян сказал, что свой мандат он заработал, так как в союзе он имеет свой вклад.
– Татул Манасерян пришел в Парламент по списку “Справедливости”, причем представлялся со стороны ПНВ, Степаном Демирчяном. Может это и было причиной, что его мнение озвучила Рузан Хачатрян. С этой точки зрения мнение Р.Хачатрян, так сказать, имеет право на жизнь. Никто не исключает, что человек может покинуть союз и по причине других проблем, во всяком случае во второй части его заявления написано : покидает “в связи с другими планами”. На сколько я осведомлен, он хотел сотрудничать с зарубежными общественными организациями, и, по его представлению, эти о/о предпочитают, чтобы он не состоял в какой-либо политической единице. То есть, чтобы был свободен. Может, это и явилось причиной его выхода? Что где-то было бы даже понятно, и, наверное, не выдвигалось бы требование, если пришел по списку, должен положить свой мандат.
– Разве Парламент не политическая единица? Какое имеет значение, является членом какой-либо партии, или нет?
– Вы правы, сам Парламент – политический орган… Но когда он, не предпринимая шагов по активизации союза, жалуется на пассивность и сразу об этом делает заявление и озвучивает оценку, неправильно.
– Теперь, вы- за, чтобы он положил свой мандат?
– Я придерживаюсь того мнения, что в таких случаях, когда покидают с подобными оценками, да, он должен положить мандат.
– Пассивностью оппозиции, в частности, “Справедливости”, кроме Татула Манасеряна, многие недовольны. То есть, это не было новостью. Почему его слова восприняли подобным образом?
– Знаете, почему не воспринимается его заявление? Если беспокоишься, значит, оставайся и предпринимай шаги. Если беспокоишься, что пассивны, значит предпринимай шаги, содействуй своими предложениями, чтобы стали активнее. Если попытаешься и не получится, тогда уже делай свои выводы, участвуй на заседании фракции и заявляй о своем подходе. Это правильно. Не ставя никого в известность, не идя на обсуждение, сразу ставить в известность каким-то заявлением, нельзя. Подобные вещи говорятся заявлением? Так нельзя. Это даже было не заявлением, а письмом, которым уведомлял, что он складывает свои полномочия за то-то и то-то. Что касается оценок остальных, то в народе уже “осела” та мысль, что активность то, когда проводят митинги, акции протеста… Знаете, бессмысленные митинги и акции протеста могут иметь противоположный эффект, и вместо активизации ослабить движение. Так что, оппозиция не может каждый день, каждую неделю, каждый месяц заниматься этим делом. Сегодня политические силы входят в этап перестановки. Ожидаются, может, внеочередные, если нет, очередные выборы. Естественно, политические силы подготавливаются. На этом общем фоне наблюдается пассивность оппозиции. Но это не так, мы свои работы по части партии довольно активизировали.
– Почему не проводят митингов, в Армении нет предпосылок каждый день проводить митинги, или…? А лето кончилось, а теперь скажете, погода ухудшилась, не можете общаться с народом хотя бы посредством митингов?
– Конечно, предпосылки есть. Какая погода, это вообще не имеет значения. По-моему, во все времена года в нашей стране политическая погода жаркая. Но и летом в политической жизни царит относительная пассивность. Это по традиции так. Представляете, чтобы в 40-42 градуса жары был митинг? Конечно, это не причина, и есть достаточно предпосылок для проведения митингов, акций протеста, связанных с повышением цен “Арментела”, с соотношением доллар-драм… Но сегодня больше занимаемся партийными строительными работами – конференции, сьезды.