Ты хочешь сопровождать, вести или просто идти сам по себе?.. Надо значть, чего хочешь и – что хочешь.
Фридрих Ницше
После референдума по Конституции голоса оппозиции вроде и не слышно. Провал, а вернее, полное отсутствие клятвенно объявленной революции уже не дает гордо выходить на площадь и перед полутора дюжинами собравших зрителей обещать о восстановлении конституционного порядка в стране. Ск4азать, что народ им не доверяет, было бы неверно. Народ все еще доверяют, а вот они сами себе – уже нет. Именно в этом причина того, что видные политические деятели вместо самосожжения избрали путь спешного «примазывания» к партиям.
В Армении все уже знают, что гегемония принадлежит олигархам, и что быть в оопозиционером не просто наивность, а просто дурость. В Армении все уже знают, что для того, чтобы говорить, нужен голос, а голос, как известно, должен доноситься из «теплого местечка».
Так что же в этих условиях должна делать та группа людей, которая все еще воспринимается народом как оппозиция? Разглагольствовать о революции уже – да и давно – бессмысленно. Хотя бы потому, что от ближайших революций – грузинской и украинской – остался только цвет. Революционная волна, о которой мечтают записные оппозиционеры Демирчян, Саркисян, Манукян, Ованнисян, а может, и Гегамян, поставила Саакашвили и Ющенко перед той постреволюционной реальностью, о которой Владимир Ильич мог бы сказать: низы хотят, а верхи не могут.
Опыт показал, что обуздав нескольких гаишников, обшмонав нескольких нуворишей и встав перед Западом в позу «общедоступной девушки», трудно достичь чего-то такого, что формулируется в речах как восстановление конституционного порядка или, если говорить просто, демократия.
Если нет идеи, а вернее, столкновения идей, революция превращается просто в культмассовое мероприятие. Ярким примером этого является состоявшаяся 12-13-го апреля на проспекте Баграмяна «широкомасштабный» митинг. Вместо того, чтобы вкладывать в народ идеи и получать соответствующие политические дивиденды, оппозиционные лидеры организовали ансамбль песни-пляски. Впрочем, могу с полной уверенностью сказать, что вскоре безыдейная оппозиция не сможет организовывать даже такого рода культмассовые акции, поскольку это гораздо лучше удается телеканалу АЛМ, партия «Процветающая Армения» и – почему бы и нет? – мэрия Еревана и Министерство обороны.
Так что же должна сделать считающаяся оппозицией группка людей, чтобы на предстоящих следующей весной выборах не остаться в пустыне, чтобы политическое содержание нашей страны не было заполнено лишь отвратно срежиссированным «противостоянием» республиканцы – процветатели. Оппозиция уже проиграла игру, но еще сможет сделать нечто, что изменит ход событий.
После летней жары и зноя вариант самосожжения вряд ли «катит», тем более, что здесь возникнет соперничество с обратным знаком – все будут наперебой уступать друг другу первенство, чье самосожжение окажется более пышным и кто окажет другим «честь присутствовать на моем самосожжении».
Следующий вариант – уйти с политического поля. Оппозиционные деятели с определенной очередности заявляют о своем уходе из политики. Скажем, в понедельник об этом заявляет Степан Демирчян, а в пятницу – Вазген Манукян, и так без конца. Но и тут возникает два важных момента. Первый – это опять-таки вопрос первенства: кто заявит первым и где гарантия, что за ним последуют остальные? Второй – для подобного заявления надо заготовить очень и очень серьезный текст, а в среде оппозиции вряд ли найдется кто, способный сочинить достаточно обоснованный и связный текст.
Однако существует и третий вариант спасти потерянные время и имидж. Честно говоря, после 1999-го это единственный и незаменимый вариант, но для его осуществления нужны политическая сила и воля. Этим вариантом оппозиционеры могут действительно показать, что они жаждут не власти, а на самом деле беспокоятся о будущем страны. Этим вариантом оппозиционеры могут действительно показать, что демократия – не пропуск, хранимый ими в кармане для американцев и европейцев, а то, что как вода, воздух или хлеб необходимо уже задыхающейся в блокаде нашей страны.
Все это оппозиция может доказать, пригласив на политическую арену первого президента страны Левона Тер-Петросяна и предостаив ему весь свой электорат.
Ситуация должна быть изменена. Ситуация должна быть изменена коренным образом. Ситуация должна быть изменена не только в Армении, но и во всем регионе. Армения одерживала победы только тогда, когда была демократия. И сохранить наши победы может только демократия.