В этом году довольно сильно обострились отношения министра охраны природы РА Вардана Айвазяна с компаниями, занимающимися изысканиями и добычей золота. Одну из этих компаний министерство лишило права на изыскания, а право на эксплуатацию месторождения другой компании стало предметом обсуждения в правительстве.
В обоих случаях В. Айвазян приводит причины этого. Свои возражения представляют и другая сторона. В результате этой «перестрелки» министр охраны природы стал темой номер один в нашей прессе. Были и публикации, что в обмен на право разработки одного из месторождений министр потребовал от одной из компании взятку в размере 3 млн долларов. А руководитель этой компании якобы передал пленку с записью этого требования послу США в РА Джону Эвансу, а последний переправил ее президенту Роберту Кочаряну. Посол Эванс опроверг это сообщение, а директор армянского офиса компании «Глобал Голд» Ашот Погосян на наш вопрос об этом ответил: «О записи мы никому и ничего не говорили».
Поскольку ранее мы же представили точку зрения министра В. Айвазяна по всем этим вопросам, то решили узнать и мнение руководителя армянского офиса золотоизыскательской компании «Глобал Голд» Ашота Погосяна. Напомним, что эта компания занимается исследование золоторудных месторождений «Анкаван» и Марджан» и уже завершила работу по подготовке разработки месторождения «Тухманук». Под предлогом невыполнения необходимых работ Министерство охраны природы 2-го июня нынешнего года лишило компанию лицензии по исследованию месторождения «Марджан», а срок лицензии на исследования месторождения «Анкаван» истек в конце прошлого года. Ашот Погосян не согласен с обоснованиями министра В. Айвазяна и возражает, что утверждение, будто они не сделали ничего на «Марджане», не соответствует действительности.
«Да, правда, работы на «Марджане» несколько отстали, – говорит А. Погосян. – Но на это имеются причины. Во-первых, министерство несколько раз письменно потребовало от нас прекратить работы. Это делалось незаконно и по разным причинам. Мы уведомили министерство, что их требования безосновательны, а работы будут продолжены. Второй причиной является безопасность наших сотрудников. Месторождение «Марджан» находится всего в полутора-двух километрах от азербайджанского поста и незащищен. По мнению специалистов, там имеются мины и неразорвавшиеся снаряды. Именно поэтому работы там проделано немного. За этот период мы провели оцифровку месторождения – она сейчас в стадии завершения. Отчет мы представили министерству. Кроме того, мы по международным каналам вели параллельную работу относительно гарантий безопасности наших сотрудников. На данный момент могу с радостью констатировать, что уверены, что сможем обеспечить их безопасность. Ждем лишь окончательных ответов на 2-3 наших запроса».
Срок лицензии на исследование месторождения «Марджан» истекает в 2007 г. По словам А. Погосяна, если министр В. Айвазян и имел причины лишить их лицензии, то согласно статье 31 закона РА «О концессии» должен был письменно уведомить их, после чего дать 90-дневный срок для исправления упущений или завершения недоделанного. Ссылается А. Погосян и на другое положение закона: «Прекращение горного права не может вступить в силу, поскольку не завершился судебный процесс обладателя лицензии по делу о горном праве». Но никакого судебного дела по лишению «Глобал Голд» лицензии не было. Министерство охраны природы считает, что поскольку лицензию выдало оно, то в случае чего оно и имеет право отобрать лицензию. А это уже противоречить данному положению закона. А. Погосян считает странным поведение министерства, которое сначала требует прекратить работы, а затем лишает компанию лицензии за невыполнение работы.
Как уже говорилось, в конце прошлого года закончился также срок лицензии «Глобал Голд» на Анкаванское месторождение. А. Погосян считает, что и в этом случае Министерство охраны природы не выполнило требований закона.
«Лицензия на месторождение «Анкаван» была выдана СГА до2017-го года, – говорит он. – После этой лицензии «Глобал Голд» стала участником этой компании. Согласно законодательному изменению в 2003 году, эти лицензии должна были быть заменены новыми. Новый закон «О концессии» устанавливает: «установить сроком новой лицензии срок завершения прежней лицензии». Согласно требованию закона, мы сдали в министерство свою старую лицензию и попросили новую. Однако по новой лицензии министерство определило нам срок всего в один год. Мы сообщили им, что они нарушают закон и что нам был дан срок до 2017-го года. Нас успокоили, сказав, что это ничего: через год попросите новую лицензию, и мы вам дадим. Все свои обязательства, связанные с исследованием «Анкавана» и установленные министерством, мы перевыполнили. Мы хотим получить лицензию хотя бы на три года, чтобы иметь возможность продолжить нашу работу. Но наши обращения остались без ответа».
В статье 10 того же закона «О концессии» указывается, что полномочный орган обязан дать ответ заявителю в месячный срок, в противном случае «лицензия считается выданной». Опираясь на это положение, А. Погосян считает, что они имеют право продолжать изыскания на «Анкаване» и до конца года выполнят на месторождении работ на 1,2 млн долларов.
«Этот товарищ занимается словесной игрой, – в свою очередь говорит министр охраны природы. – Эти люди и сейчас могут заниматься геологическими изысканиями, картографированием. Но на «Анкаване» они имели три года сроку. Он закончился, а они ничего не сделали. А теперь приходят и говорят: дайте еще три года! В подобных случаях говорят: ты плохо работал».
«В 2003-м, когда были приняты законы о концессии и разработках недр, Армения удостоилась награды «Мининг джорнэла» и удостоилась звания горнодобывающей страной года. Законы эти были признаны прогрессивными. Мы имеем право, чтобы эти законы применялись и к нами», – настаивает руководитель армянского офиса «Глобал Голд».
По словам министра В. Айвазяна, «Глобал Голд» намеревается перепродать свои права на месторождения. А. Погосян опровергает эти утверждения, в то же время поясняя: «Наш закон не только не запрещает, но и предусматривает продажу горного права. По закону все горные права передаваемы. Сделок по передаче прав в Армении было множество, они происходят и сейчас. Я не помню такого случая, чтобы подобного рода сделки становились предметом спекуляции или лишения лицензии. «Глобал Голд» вложила здесь в месторождения 8 млн долларов и не имеет намерений продавать кому-либо свои права».
Министр охраны природы выразил свою озабоченность и тем, что наряду с поисками золота в Гетике «Глобал Голд» на своем сайте выразила желание заняться и выяснением возможных запасов урана. «О каком изыскании радиоактивных веществ идет речь, если мы им такого права не давали? – говорит В. Айвазян. – Или он может приехать в Армению и сказать: плевать мне на ваши законы, я буду искать уран».
«Мы имеет правое на общее исследование месторождения в Гетике, – разъясняет А. Погосян. – Специально изысканием урана мы не занимаемся. Наши изыскания идут по утвержденной министерством программе и покажут, стоил ли в дальнейшем заняться изысканиями еще каких-либо полезных ископаемых, в том числе и урана. Если почувствуем, что стоит, то обратимся к министерству и попросим разрешения. Если министр посчитает, что здесь имеется проблема стратегического значения, которая может повредить Армении, то пусть не дает такого разрешения».
Отношения Министерства охраны природы и «Глобал Голда» обострены, поэтому всех интересует, как будут развиваться события дальше. В. Айвазян утверждает, что министерство, лишив «Глобал Голд» лицензий, имеет на это свои причины. А представитель компании продолжает настаивать на том, что действия министра по отношению к ним незаконны.