Экспертиза одного лифта стоит 2500-2900 драмов

10/09/2006 Карапет ТОМИКЯН

В одном из прошлых номеров “168 часов” возвращалась к деятельности ГНТО “Национального центра технической безопасности”, представляя недовольство группы предпринимателей (которые не пожелали представиться) в отношении этой вновь созданной структуры. В отправленном в редакцию письме предприниматели, в частности, отмечали, что по решению правительства ныне действующий вместо “АрмЛеоТех” контроля Национальный центр технической безопасности стал всего лишь переименованием, и, что в действительности “телега с места не сдвинулась”. Кроме того, они находят, что среди экспертов центра “нет знающих личностей”, и не довольны тем, что за не регистрацию в реестре центра опасных производственных обьектов они будут оштрафованы.

В нашей прошлой публикации мы представляли читателю одну часть этого письма, на которое откликнулся директор центра, генерал-майор Ашот Петросян. По его уверению, этот центр не следующий по праву за “АрмЛеоТехом”, деятельность этих двух организаций совершенно различна. Генерал также отметил, что в центре еще продолжается только процесс регистрации, этап экспертизы еще не начат, а по сему, эти предприниматели не могут быть в курсе об осведомленности экспертов центра. Безымянные предприниматели просили направить А. Петросяну некоторые вопросы.

– Разработан ли какой-либо метод проведения экспертизы по долголетию и безопасности того технического оборудования, которое имеет 15-20-летнюю давность и нам досталось по наследству?

– После принятия закона РА “О государственном урегулировании обеспечения технической безопасности” мы должны разработать десятки и бесчисленное множество инструкций – по отдельным направлениям, начиная с производственных участков, бассейнов, рудников, каруселей, бензоколонок.. Если “господ предпринимателей” интересует, о какой области речь, я могу ответить. Сегодня все законодательные и подзаконодательные акты в области газа разработаны и приняты правительством, лифтов – также. В области бассейнов и рудников скоро будут разработаны. Это целая область, потому за 3 месяца или год невозможно разработать все подзаконодательные акты. Нужно время.

– Сколько времени необходимо для осуществления экспертизы нашего оборудования и специалистами скольких типов должно быть проведено?

– Начиная с 15 минут, кончая – месяцами. Время для экспертизы одного лифта может занять 2-3 часа, бензоколонок – 5-7 часов. На медно-молибденовом заводе Зангезура, например, экспертиза может длиться 2-3 месяца. Мы имеем специалистов по всем направлениям.

– Какие подходы и методы разрабатываются для лабораторных и естественных экспертиз?

– Мы имеем Управление по методологической разработке инструкций, учебно-методическую службу для проведения аттестации инженерно-технического состава. И если б эти “предприниматели” оказались бы мужчинами и отмечали бы названия своих предприятий, я бы посмотрел и увидел, кто их “высшие специалисты”.

– На какой материально-технической базе или в лаборатории оценивается устойчивость против износа, надежность, способность к старению, прочность отдельных узлов, и т.д.?

– Если б они имели основные понятия о законе, таких вопросов бы не задавали.

– Какой критерий по работоспособности данного технического оборудования дает вам право давать гарантию для безопасной эксплуатации?

– Каждая область имеет инструкции, некоторые на 140 страницах. В инструкциях подробно, пункт за пунктом отмечаются требования, представляемые по отношению к различным оборудованиям, например, какая цистерна в какой отдаленности должна находиться, какая газоколонка каким оборудованием должна быть оснащена и т.д.

– Какие нормативные документы разработаны относительно технического оборудования, кем исследованы, и почему предприниматели об это не в курсе?

– Незнание закона и подзаконодательных актов и их нарушение не касается центра или редакции газеты “168 часов”, это – задача предпринимателей. Информация о техническом состоянии каждого оборудования записывается в инструкциях.

– Обьясните на примере одного лифта или одного подьемного крана, какими техническими средствами оснащен центр и с помощью каких специалистов проводит экспертизу?

– Мы уже имеем решение правительства о лифтах. По этой инструкции специалист проводит экспертизу по технической безопасности. Сейчас мы разрабатываем все инструкции. Ни Москва не строилась сразу, ни 3-месячный ребенок не станет 50-летним. Конечно, нужно время, чтобы каждая область была четко инструктирована. Ни я, ни эксперт, ни уполномоченный орган (Министерство торговли и экономического развития), не пойдем на тот шаг, чтобы без инструктажа области провести экспертизу. Сегодня речь идет о регистрации до 1-ого сентября. Какую связь с этим процессом имеет специалист? 99% наших экспертов имеют высшее образование и рабочий опыт. За неправильную экспертизу каждый специалист будет платить 500.000 драмов штрафа.

– Куда делись данные вами гарантии по безопасности после аварии ереванской канатной дороги?

– Прежде всего, после аварии канатной дороги я никаких гарантий не давал. Во-вторых, в то время функции инспекции “АрмЛеоТеха” были иными. Тогда инспекторы проверяли раз в год и никакой ответственности не несли. А сегодня центр несет ответственность и предстает перед законом.

Кстати, каждая организация, зарегистрированная в центре, по закону обязана на платных основаниях один раз в год проводить экспертизу на своих опасных обьектах. Цены экспертизы разных обьектов различны. Например, экспертиза одного лифта стоит 2500-2900 драмов. По словам А.Петросяна, в смысле технической безопасности зарубежные организации до сих пор не создали ни одной проблемы.