Недавнее решение совета РПА о том, что партия считает нецелесообразным выдвигать или поддерживать кандидатуру члена совета РПА Армана Саакяна на выборах руководителя ереванской общины Ачапняк, вызвало немалый переполох среди партийцев. Причиной этого переполоха стал не столько сам А. Саакян, сколько его отец, руководитель парламентской фракции РПА Галуст Саакян, которого, по мнению некоторых республиканцев, его же партия этим решением «натянула».
Те, кто высказывает такое мнение, в то ж время отмечают, что прав и совет партии, поскольку совет, видя, что А. Саакян игнорирует партию и партийный «интерес», и решение выставить свою кандидатуру в префекты Ачапняка, и решение уйти с поста вице-мэра столицы принял самостоятельно, без консультаций с руководством партии. Те же, кто целиком поддерживает решение совета РПА, считают, что не будь этого жесткого решения, то на предстоящих парламентских выборах возникла бы «каша», ибо каждый желающий без обсуждения с вышестоящими партийными органами мог бы заявить о своем выдвижении в том или ином избирательном округе. «А вы представляете, к каким последствиям это может привести? Если бы совет одобрил самостоятельное решение Армана, то это стало бы распространенным явлением, и как бы потом руководство РПА контролировало эти процессы?» – говорит наш собеседник из РПА, объясняя, что исходя именно из этих соображений и принял совет РПА столь «черствое» решение – чтобы каждый усвоил урок: спрашивать мнение руководящих органов партии и считаться с ним следует до того, как делать заявления или писать заявления, а после этого.
Однако поскольку ни в одной партии, в том числе и в РПА, никто не принимает подобные решения, тем более касающиеся выдвижения кандидатур и выборов, без того, чтобы обговорить их с руководящими партийными органами, мы поинтересовались у наших собеседников из РПА, действительно ли Арман Саакян не обсуждал этот вопрос с Андраником Маргаряном или Сержем Саркисяном?
Нас заверили, что пару раз Арман Саакян действительно поднимал такой вопрос, однако ему каждый раз прямо давали понять, что партия считается его предложение нецелесообразным. «Это было прямо сказано Арману Саакяну, так что он знал об этом и просил пока особенно не распространяться. Но он пошел против решения партии, и не оставалось ничего иного, кроме как обсудить этот вопрос и принять соответствующее решение», – сказали нам. От самого А. Саккяна разъяснений по этому вопросу мы не смогли получить, поскольку весь день накануне его телефон был отключен. Как нам сообщили в территориальной организации РПА, телефон А. Саакяна отключен не из нежелания общаться с журналистами, а в связи с 1-м сентября: он пошел в школы общины поздравлять школьников.
Как нам удалось выяснить в РПА, против обсуждения вопроса в совете партии выступили сам А. Саакян, его отец Галуст Саакян и дядя А. Саакяна по матери – депутат НС от РПА Ашот Агабабян. 61 из 64-х членов совета были за рассмотрение вопроса. Согласно информации, предоставленной пресс-службой РПА, в результате обсуждения было решено: партия считает нецелесообразной выдвигать или поддерживать кандидатуру А. Саакяна на предстоящих общинных выборах, а те, кто не подчинится этому решению, будут призваны к дисциплинарной ответственности. Нарушителям, согласно уставу партии, грозит выговор, приостановление членства в партии сроком до 6-и месяцев или исключение.
В РПА затруднились ответить, какая именно из этих санкций будет применена к Арману Саакяну, который на днях в своем интервью корреспонденту радиостанции «Свобода» вновь подтвердил свое заявление о выдвижении собственной кандидатуры на пост префекта Ачапняка. Но, так или иначе, предполагается, что одним лишь выговором А. Саакян не отделается – наказание будет столь же жестким, как и само решение.
Что же касается слухов о том, что решение совета РПА было бы не столь жестким, не будь предварительной договоренности с земляческим союзом «Ниг-Апаран», членом которой является действующий префект Ачапняка Арцрун Хачатрян, то наши собеседники заметили: «Так тоже может быть – политика ведь, если хочешь добиться решения глобальных вопросов, то надо что-то уступить и другим. Нельзя же всюду проталкивать только свое – другие ведь тоже должны что-то иметь, не так ли? Партия не может игнорировать общий интерес ради заинтересованности одного человека».
Как выяснилось, такой же позиции, с небольшими оговорками, придерживается и Галуст Саакян. «Естественно, что у партии имеются стратегия, глобальные задачи и решения, и здесь я не вижу вопроса. У партии есть стратегия и интересы, и она должна действовать в рамках своих интересов, – говорит он и добавляет: – И естественно, что партия должна идти по пути всякого рода соглашений, которые будут выгодны с точки зрения приятой партией политики».
Но несмотря на это заявление и угрозы наказания его сыну за партийное непослушание, Г. Саакян поддержал последнее его заявление. «Я горд, что он очень решителен и предан своим программам», – сказал Галуст Саакян, назвав поведение сына «самопожертвованием».
P.S. Кстати, решение совета партии А. Саакян назвал нормальным, сказал, что он не в обиде на партию и выходить из нее не собирается. А вот что намеревается делать совет РПА, подчеркнувший в своем решении пункт о привлечении к дисциплинарной ответственности, пока неясно. Впрочем, считают в РПА, ответ не запоздает.