Духовенство тоже коррумпировано

05/09/2006 Лилит АВАГЯН

«У духовного предводителя мусульман Азербайджана и Кавказа шейх уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде  имеются серьезные проблемы с авторитетом. Еще в советские времена, когда он был религиозным главой Кавказа, все воспринимали его как ставленника КГБ. Недавно произошло серьезное столкновение между Паашазаде и бывшим руководителем Агентства по делам религии Азербайджана Рафиком Алиевым. Последний обвиняет  Аллахшукюра Пашахаде в коррупции, отмечая, что под видом религии Пашазаде занимался взяточничеством, брал добавочные деньги за особые процедуры, осуществлял незаконные сделки. Именно в этом причина того, что духовный предводитель мусульман Азербайджана и Кавказа делает популистские заявления, рассчитанные преимущественно на внутреннюю аудиторию». Так прокомментировал  доктор исторических наук Гайк Демоян недавнее заявление духовного предводителя Азербайджана Аллахшукюра Пашазаде о том, что он готов объявить джихад для освобождения занятых армянами земель.

Официальный Баку и сам Пашазаде не раз использовали исламскую карту, чтобы получить поддержку мусульманского мира по проблеме Карабаха. И заявление Пашазаде – лишь очередная из таких попыток. По словам Г. Демояна, еще в дни Карабахской войны по азербайджанскому радио звучали призывы к джихаду. «Однако у подобного рода заявлений имеются и внутренние мотивы. В Азербайджане ощущается тенденция к сунниации. Это значит, что между суннитами и шиитами назревает конфликт. На этом фоне выступают различные религиозные организации, секты, религиозные деятели, обладающие большим авторитетом, чем Пашазаде. Сегодня его авторитет в Азербайджане довольно сильно упал, из-за чего он готов даже на такие популистские заявления. Понятно, что серьезный религиозный деятель просто так джихад не объявляет – этому предшествуют серьезные процедуры. Для объявления джихада необходим особый документ, призыв, которому должны последовать все мусульмане», – говорт Г. Демоня.

Однако мусульмане мира вряд ли поспешит откликнуться на призыв к джихаду,  поскольку, утверждает другой ученый-востоковед, кандидат исторических наук Аракс Пашаян, в исламском мире Азербайджан считается страной, не имеющей веса. Во-первых, Азербайджан,  согласно Конституции, является светской страной, а число людей, следующих обрядам ислама, не превышает в нем 406%.  «Особенно низок рейтинг Азербайджана у арабских стран,  что обусловлено традиционно доброжелательным отношением арабов к Армении. Правда, высший  политический орган мусульманского мира – Организация исламской конференции, в своей резолюции в 1992 году осудила «агрессию» Армении против Азербайджана, однако подобная позиция была обусловлена прежде всего принципом исламской солидарности и носит чисто декларативный характер. Исламская конференция никогда не предпринимала конкретных шагов для реализации  принятой ею резолюции, а Карабахский конфликт никогда не обладал в Исламской конференции той остротой, что обладают многие другие проблемы», – заключает ученый.  А. Пашаян считает последнее заявление Пашазаде скорее сенсационным, особенно с учетом того, что духовный предводитель Азербайджана слывет человеком умеренным и не раз выступал с миротворческими призывами и высказывался с за мирное, по дипломатическим каналам, решение Карабахского конфликта.  «Еще в 1995-м году Пашазале заявил буквально следующее: «Слава Богу, что не удалось придать конфликту религиозную окраску».

С самого же начала конфликта религиозные деятели обеих сторон периодически собирались  для поисков путей его разрешения. Однако, говорит Гайк Демоян, вслед за этими встречами звучали непристойные отзывы Пашазаде в адрес Католикоса Всех Армян. «В частности, год назад Пашазаде счел себя оскорбленным, когда кто-то из оппонентов сравнил его с католикосом, и заявил: «Он (т. е. оппонент Пашазаде)  дошел до такой степени, что даже сравнил меня с католикосом», – напоминает ученый и продолжает: – Здесь существует также определенная проблема уровня. Что же касается желания объявить джихад, то тот же Пашазаде прекрасно понимает, что в Азербайджане этот вариант не сработает, поскольку здесь еще сильны светские традиции».

Тем не менее, как со временем все агрессивней звучат заявления официального Баку, точно так же все воинственней становятся и  заявления главного духовника Азербайджана. В свое время, после землетрясения 1988-го года  в Армении, напоминает Гайк Демоян,  Пашазаде во время встречи с католикосом Вазгеном Первым осудил то ликование, с которым встретили в Азербайджане постигшее армян стихийное бедствие. «Однако мы видим, что он не смог до конца удержаться на высоте, не смог преодолеть узость мышления, – говорит историк. – Будучи духовным предводителем мусульман Кавказа, он, тем не менее, пытается спекулировать  на проблеме «оккупированных» азербайджанских территорий и  оставляет за собой право поднять каждого азербайджанца на джихад. Это очередной и. по моему мнению, неудачный пропагандистский ход Азербайджана, ибо делается попытка переместить Карабахский конфликт в религиозную плоскость, сознавая при этом, что это бессмысленно и бесполезно. Тем не менее, как это характерно для Азербайджана, за подобными громогласными заявлениями часто скрываются лишь собственный интерес, чисто личные заботы. Дело в том, что помимо  иных обвинений, Пашазаде подозревается в том, что склоняется на иранскую сторону». (Азербайджанцы этнически родственны туркам, поэтому, учитывая фактор суннитской Турции, в политических и религиозных кругах Азербайджана существует тенденция к усилению ислама суннитского толка, тогда как Азербайджан является вторым после Ирана государством с преобладающим шиитским населением).  К этому Аракс Пашаян добавляет, что Управление мусульман Кавказа, главой которого является Пашазаде, в советские годы контролировался со стороны КГБ. А в настоящее время считается коррумпированной структурой, сам же Пашазаде в духовных (и не только) кругах считается конформистом.

Поэтому не случайно заявление Пашазаде не удостоилось отклика со стороны сколь-нибудь серьезных структур. По мнению Г. Демоняна, «реагировать на подобное заявление бессмысленно. Лучшим откликом на столь безответственное заявление является молчание».