Состоявшиеся в воскресенье 13-го августа в селе Налбандян Армавирской области выборы сельского старосты прошли, по крайней мере для председателя участковой избирательной комиссии 21/2 Альберта Закаряна, в атмосфере страха и запугиваний. С наступлением темноты все это обрело вполне конкретные очертания.
Кандидатов было двое: беспартийный Андраник Азроян, которого поддерживала Республиканская партия (РПА), и действующий староста Роланд Мкртчян, бывший республиканец, ныне вступивший в партию «Процветающая Армения» (ППА).
Как рассказал в беседе с нами Аоберт Закарян, соратники Роланда Мкртчяна постоянно пытались накалить атмосферу на участке, чем сам председатель противился как мог. «Процесс шел нормально. Но среди доверенных лиц Роланда Мкртчяна были люди, которые все время пытались внести моменты напряженности. Я беседовал с ними, пытался найти общий язык. Снаружи постоянно пытались сделать что-то, чтобы я выглянул в окно, сказал им, что они нехорошо поступают. Они привели с собой людей из телекомпании «Кентрон, и как только я начинал говорить, они в эти моменты говорили: снимайте, снимайте, как председатель комиссии кричит на людей из окна! Меня терроризировали, старались запугать, но я никого не боялся и не боюсь. Но они все время устраивали какие-то моменты и именно в это время начинали снимать на камеру. И это при том, что они сами снаружи терроризировали меня. Вот так они пытались устраивать всякое. А под конец просто напали на меня», – рассказывает А. Закарян. Его слова подтвердил и соперник Р. Мкртчяна Андраник Азроян: «Снаружи «процветатели» спорили с Альбертом, а мы вообще близко к нему не подходили».
По имеющимся у нас сведениям, во время выборов в Налбандяне довольно активно себя вел и бывший ополченец Рустам из соседнего села Джанфида. Этот, как говорится, «повоевавший парень» пытался запугивать своим прошлым. На наш вопрос о Рустаме А. Закарян сказал следующее: «Рустам – из соседнего села. Этот Рустам только для себя и нескольких своих дружков Рустам, а для меня он никакой не Рустам. Он не может меня запугать. Рустама я могу уважать только ради пройденного им пути, но вообще-то я с ним не общался и не дружил, да и вообще не боюсь». Кстати, после выборов дружки Роланда, также явившиеся из другого села, попытались избить председателя комиссии всякими «палками-малками».
Избирательный участок 21/2 располагался в старом доме культуры села Налбандян, не имевшем туалета. После подсчета бюллетеней председатель комиссии Альберт Закарян, не в силах больше терпеть «естественную потребность», решил пройти в ближайшее кустики. Но помимо кустиков, как назло, там оказалось и множество деревьев, и прятавшиеся за ними люди тут же напали на Закаряна. «Я человек не трусливый, но как можно было не испугаться в такой момент?.. – рассказывает А. Закарян. – Только ненормальный человек может не испугаться от такого». Мы попытались выяснить, правда ли, что он, узнав о том, что кандидат РПА не имеет шансов на победу, ударился в бегство, а люди из ППА, узнав об этом, кинулись ловить его? «Да чего мне было бежать-то, милые вы мои? – ответил А. Закарян. – Ведь и вся комиссия сидела внутри, и все, начиная от печати до бюллетеней, находилось внутри. Я три часа без перерыва считал бюллетени, но я ведь тоже человек, приспичило мне, вышел из участка, потому что там у нас не было соответствующего места. Вышел, чтобы найти укромное место в кустах, а на меня напали. И что мне оставалось делать? Дом мой был близко, в этот момент удобнее было добежать до дома, чем до участка. После этого они напали на дом, а я бежал – что мне еще оставалось? Потом они уже ногами лупили в мои ворота, ломали, их человек 7-8 было, так кучей и навалились, причем не просто так – с палками-малками: я в руках одного увидел такое длинное, то ли железка была, то ли палка, точно сказать не могу».
А. Закарян заверил нас также, что ни на кого жаловаться не будет, потому что он «не их кляузников»: «А чего мне жаловаться? Разве я похож на кляузника? Ничего, что тут такого, это же жизнь! Мы люди сельские, наше село хорошее село, народ тоже хороший, а те люди были не из нашего села. Да ладно, ничего, люди же – наверное, решили показать кое-кому, что могут подарить им наше село. Скорее всего, так и подумали, но наш народ все равно хороший. То были люди не из нашего села, незнакомые».
Как оказалось, в результате нападения перепугались и дети А. Закаряна, которые сбежали к соседям. «Приличные ведь были выборы, нормальные, даже не знаю, почему все так получилось, не могу понять причину. Наверное, хотели, чтобы при подсчете меня не было», – предполагает А. Закарян.
Реузлтаты выборов, да и сам процесс голосования не стал обжаловать и кандидат в старосты Андраник Азроян: «Я не буду жаловаться, пусть они, окружная комиссия и ЦИК беспокоятся, что случаются такие вещи, гоняются за людьми и терроризируют. А мне чего жаловаться? Они ведь ведут выборы. А если мне ничего не сказали, если за мной не гонялись, то зачем мне жаловаться?»
На наш вопрос, уверен ли он, что голоса не были сфальсифицированы, А. Азроян ответил: «Во время подсчета сам А. Закарян был снаружи, и, по моему мнению, об этом должна думать ЦИК. Разве бывает такое – как можно подсчитывать бюллетени без присутствия председателя. Я этого действительно не понимаю. Пусть председатель комиссии жалуется». На наше замечание, что председатель перепуган и не может жаловаться, потерпевший поражение А. Азроян сказал: «Он еще в шоке, не говорит, что там случилось и как. Я с ним говорил в первый день. Как только услышал, что за ним погнались, позвонил ему. «Мне нечего сказать, – ответил он, – мои дети бежали из дому, даже не знаю, где они, здесь ворота мои ломают» Вот выйдет из шока, наверное, что-нибудь сделает. Он вышел по естественной надобности, на него напали, погнались за ним, он прибежал к себе домой, запер ворота, а преследователи начали бить ногами в ворота… Я всякого не предполагаю, да и не интересовался, что там и как. Просто в тот день позвонил Альберту, а он скал, что погнались за ним, а он убежал и заперся дома. Не хочу вступать с ними в драку. А дети Альберта со страху убежали из дома».
P.S. Альберт Закарян в беседе с нами признался, что Роланд Мкртчян предпринимает попытка встретиться с ним. «Мне сказали: есть люди, хотят встретиться. Я ответил, что ни с кем встречаться не хочу», – сказал А. Закарян, предположив, что с ним хотят договориться насчет того, что все, «от кустиков до дома» считается «уже в прошлом и забыто»…