“О Ереване и его окружении я была осведомлена до приезда в Армению. Например, на карточках видела Арарат, церкви, озеро Севан. Но видеть на карточках – одно, в действительности – другое. Должна признаться, что год назад я даже не знала, где находится Армения. Никогда не соприкасалась с этой страной. В Германии об Армении в прессе почти ничего не сообщают. Знала только, что есть такая страна под названием Армения. Об Армении узнала от Энрико и решили вместе приехать”.- говорит моя собеседница – немецкая студентка Беа Шлот. Беа Шлот и Энрико Дикс – немецкие студенты. Они приехали в Армению по программе Немецкое техническое сотрудничество GTZ пройти практику. GTZ – правительственная программа, которая сотрудничает с Министерством правосудия РА, с целью улучшения правового поля. Беа и Энрико учатся на юридическом факультете Йенского университета. Здесь тема их работы – “административный закон”.
Первое впечатление Беа в Армении было, естественно, от аэропорта.: “ Первое впечатление было в аэропорту “Звартноц” – совершенный хаос. Люди стояли, говорили, кричали. Армяне – темпераментный народ. Все стояли с чемоданами. Когда приехали, было ужасно жарко. Ну, после полета, уставшие, единственное, что лезет в голову – это поспать. И что б сказать, очередь была такая большая, нет. Почему же так долго длилась проверка паспортов?… Но ничего, не это главное. Первое, что я здесь увидела, был Хор Вирап. Очень красиво. Увидели армянское церковное священнодействие, святого отца в своем традиционном одеянии, людей, которые зажигали свечки. Подобной картины никогда не видела”
– Вот уже две недели, как вы в Армении. Если б вы рассказывали немцу об армянской молодежи, что бы вы сказали?
– Армянская молодежь, в отличие от нас, немцев, очень общительна. Например, мы пошли на дискотеку, и вдруг подходят к тебе и начинают с тобой танцевать, говорить, предлагают поменяться электронными адресами. Пытаются говорить по-английски. Очень доброжелательны, пытаются всячески тебе угодить. В Германии это не так. Идешь танцевать, скажем, с другом, и возвращаешься без новых знакомств. А здесь “заговаривают” даже на улице. Получилось так, что на улице случайно встретила некоторых из знакомых с дискотеки. И снова поменялись адресами, после чего предложили мне позвонить, чтобы встретиться и вместе выпить кофе. Это для меня было очень необычно. В Германии никогда подобного не увидишь. Молодежь здесь действительно очень доброжелательна.
Интересно, как здесь одеваются женщины. Это как-то… (она улыбается), как сказать, они сразу же бросаются в глаза. Чрезмерно хорошо одеваются. Все носят туфли на каблуках, все в красивой одежде, сильно накрашенные… нет, не все, конечно, но накрашены. В отличие от немецких женщин, армянские женщины стремятся быть красивыми. В память врезалось это. А мужчины все одевают туфли с заостренными носами. В основном черные брюки из льняного материала и сорочки. Почти все в такой одежде. Не сказала бы, что однообразно, цвета меняются. А стиль тот же. Мне нравится. У них хороший вид.
Энрико, сидевший рядом с Беа, присоединяется к беседе.
– О женщинах сказал бы то же, что сказала Беа. Они одеты очень “легко”, больше показывают голое тело, если брать во внимание, что это христианская страна. У меня такое впечатление, как будто даже нищенствующий слой общества одевается хорошо, будто придает большое значение одежде, своему внешнему виду, это так? В Средней Европе никто не смотрит во что ты одет. Что сказать, смотря на женщин, задаюсь одним вопросом – а что они оденут, скажем, в театр или оперу? Но это меня не касается. (Улыбается). Пускай сами решают.
Об Армении, кажется, Энрико знает больше.
– Уже четвертый раз в Армении. И каждый раз мне рассказывают, что Армения самая древняя христианская страна, древнее, чем сам Христос, что кофе изобрели здесь, и что армянский алфавит древнее грузинского. Доезжая до северных районов Кавказа, уведомляешься, что все это – неправда, поскольку эти рассказывают, что Грузия самая древняя христианская страна, древнее, чем сам Бог, и кофе впервые выросло у них, а Маштоц сначала создал грузинский алфавит. Конечно, как путешественник, остаюсь верен Армении и понимаю, что грузины совершенно неправы, что по идее, не имеет никакого значения, пока нужно еще “переварить” огромную волну нахлынувших впечатлений. Каждый раз мне доставляет удовольствие, например, то, что на Вернисаже торгуются вначале на английском, потом русском, в ходе чего обнаруживаешь, что разница в цене достигает до 300%. Конечно не злишься, потому что американец всегда готов с удовольствием разделить свое капиталистическим путем нажитое богатство. Больших похвал достойна армянская кухня, несмотря на то, что хаш -не прерогатива каждого. Здесь можешь без конца обнаруживать новые блюда, которые свежи и легко перевариваемы.
– А какая самая большая разница между армянской и немецкой действительностью?
– По-моему, знаете, что радует из армянской действительности – семейная связь в армянах. Например, если старшему ребенку в семье, скажем, шестнадцать или двадцать лет, а маленькому – два, несмотря на эту возрастную разницу, они всегда вместе. В Германии не так. Моя сестра, вам пример, когда мы игрались с мальчиками, должна была оставаться во дворе. Кроме того, в армянских семьях отношения между членами семьи достойны подражания. Отмечу также, что армянские семьи многочисленны, а между тем, в Германии детей почти не рождается,- говорит Энрико.
– Вы здесь исследовали “административный закон”. Что вы скажете об этом законе как будущие юристы?
– Не знаю, могу ли взять на себя подобную ответственность, поскольку здесь действую как практикант, а не эксперт. Тем не менее, думаю, что “административный закон” дает возможность судам и судьям относительно того же дела в одном случае – так, в другом случае – по другому принимать решение. Создается впечатление, что некоторые вещи преднамеренно сформулированы неопределенно, чтобы осталась возможность “задней двери”. А что касается систематики закона, то она очень близка к немецкой,- говорит Энрико.
– Знаю, что немцы очень любят анекдоты “Радио Еревана”. В Германии продается также сборник этих анекдотов на немецком языке. Может расскажете нам один анекдот?
– С удовольствием. Значит, у “Радио Ереван” спрашивают – может ли женщина сделать мужчину миллионером? “Радио Ереван” отвечает – да, если этот мужчина -миллиардер.